История ассоциации

В конце 80-х годов прошлого столетия реформаторские устремления перестройщиков добрались и до жилищно-коммунального хозяйства, в состав которого входил и городской электрический транспорт (ГЭТ). Так, в 1988 году было ликвидировано Главное управление ГЭТ Минжилкомхоза РСФСР. «Взамен» появился сектор (!) ГЭТ в Главном научно-техническом управлении министерства. А в 1990 году и само министерство было упразднено. Появились структуры: «Росжилкоммунсоюз», Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совете Министров РСФСР, позднее ставший Государственным комитетом РСФСР. Аналогичные изменения произошли и в союзных республиках. В 1991 году они завершились ликвидацией МЖКХ на Украине, в среднеазиатских республиках (кроме Туркмении) ГЭТ был передан в ведение Министерства автотранспорта. Городской электротранспорт переставал быть единой подотраслью. Правда, с 1 июля 1991 года предприятие бывшего ГУГЭТ «Росремэлектротранс», преобразованное в концерн, объединило эксплуатационные предприятия и заводы ГЭТ России. Тем не менее, необходимость организационного оформления привычных профессиональных связей становилась всё более очевидной.

Впервые предложение о создании «Ассоциации электротранспортников» высказали на собрании Центральной секции ГЭТ Всесоюзного научно-технического общества коммунального хозяйства и бытового обслуживания в декабре 1988 года представители УССР Г.П. Щербина и В.И. Крат. Предложение было одобрено. Ряду членов секции поручили представить свои предложения. В.И. Кутовой должен был до 1 февраля 1989 года разработать проект устава будущей ассоциации. Этот проект и был принят Учредительной конференцией Всесоюзной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта (ВАП ГЭТ), которая состоялась в Краснодаре 7 декабря 1989 года. Однако «учредительной» конференция не стала. Её действительное организационное оформление произошло лишь через полгода, в июле 1990 года на учредительном съезде в г. Ижевске. Съезд был весьма представительным, присутствовало на нём 182 участника из 111 городов 10 союзных республик, а также Чехословакии. На съезде были представлены 117 трамвайно-троллейбусных, трамвайных и троллейбусных управлений, 15 заводов и производственных объединений, 17 других организаций. Следует отметить, что единая позиция была выработана не сразу. Мнения были весьма противоречивы: от предложения передать будущей Ассоциации функции научно-технического общества (Власов, Москва) до заявлений о «ненужности технологии и рекомендаций», передаче Ассоциации обязанностей по материально-техническому снабжению и распределению подвижного состава (Исаев, Запорожье и Редьков, Ростов-на-Дону). Тем не менее, решения были приняты. Съезд (впоследствии проводились конференции) утвердил Устав ВАП ГЭТ и Положение о региональных группах, избрал президентом А.М. Ульянова (Москва) из четырёх выдвинутых кандидатов, создал региональные и профессиональные группы в составе Ассоциации. Заявили о своём вступлении в ВАП ГЭТ 138 коллективных члена. Вне Ассоциации пожелали остаться 30 предприятий, в т.ч. 20 управлений. Однако уже в июне следующего 1991 года, выступая в Минске на Всесоюзном совещании, посвящённом созданию новых Правил технической эксплуатации (оно проводилось Ассоциацией совместно с секцией НТО), А.М. Ульянов сообщил, что число членов ВАП ГЭТ достигло 157. К этому времени был сформирован аппарат Правления. Генеральным директором (эта должность вскоре была ликвидирована, но позднее восстановлена уже как исполнительный директор) был назначен В.А. Алёшин, главными специалистами О.Г. Тирбах и А.А. Пономарёв.

В сентябре того же года состоялась отчётно-выборная конференция ВАП ГЭТ в Днепропетровске. В отчётном докладе, с которым выступил вице-президент С.П. Павельев, была названа новая цифра — 172 коллективных члена. Конференция избрала нового президента. Им стал В.А. Власов, оставшийся и руководителем центральной секции НТО.

Ассоциация быстро набирала авторитет, росло количество её членов. До 1994 года она функционировала как общественная организация, активно взаимодействуя с концерном, который сохранил в определённой мере функции «вышестоящего органа» по отношению к вошедшим в него 111 эксплуатационным предприятиям и заводам. С 1994 года функции концерна, ставшего акционерным обществом, изменились. Прекратилась деятельность научно-технического общества. В Министерстве транспорта поначалу вопросами городского электротранспорта занимался единственный сотрудник, потом появился сектор и лишь в 1993 году в составе Федеральной автомобильно-дорожной службы (ФАДС) было создано управление горэлектротранспорта, которое возглавил В.В. Шаройко. В 1996 году ФАДС упразднили и управление ГЭТ (к тому времени уже Главное управление) перешло в состав Минтранса. Как бы то ни было, был период, когда Ассоциация оказалась единственной структурой, в какой-то степени объединявшей предприятия подотрасли ГЭТ. А в отношении эксплуатационных хозяйств бывших союзных республик она и сейчас остаётся таковой.

В июле 1995 года в Калининграде на II отчетной конференции Ассоциации с отчётным докладом выступил её новый президент Олег Георгиевич Тирбах. III конференция — тоже только отчётная — состоялась на этот раз через два года — в сентябре 1997-го в Волгограде, IV — отчётно-выборная — ровно через три года, в сентябре 2000 года. Она совпала по времени с 10-летием Ассоциации. Министр транспорта наградил большую группу активистов почётными знаками, значками и грамотами. Президентом МАП ГЭТ был вновь избран О.Г. Тирбах.

МАП ГЭТ — так отныне именуется наша ассоциация. В августе 1999 года Московская регистрационная палата присвоила Ассоциации работников предприятий ГЭТ статус «Международной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта». Вице-президентами стали Ю.Н. Горлин (Санкт-Петербург), В.В. Люлько (Москва) и Г.П. Щербина (Киев). В январе 2002 года на очередной конференции в Вологде президентом был избран Ю.Н. Горлин, а О.Г. Тирбах стал почётным президентом МАП ГЭТ.

Таковы основные вехи истории Международной ассоциации предприятий ГЭТ, обозначенные отчётными периодами деятельности её президента, Правления и исполнительной дирекции. Конечно же, при всей их значимости к этим протокольным вехам никак не сводилась её работа.

В систему этой работы вошло ежегодное проведение научно-технических и научно-практических конференций и семинаров. Каждая такая встреча посвящалась комплексу вопросов, объединённых одним из направлений деятельности предприятий, наиболее актуальных в то время. География проведения конференций была весьма широкой — многие областные центры России, города Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Узбекистана. Тем не менее, как правило, выбирался такой город, где лучше, чем в других, решались вопросы, соответствующие теме конференции, где было чему поучиться коллегам. А темы были весьма разнообразны. Вот несколько примеров (1996-1999 гг.): «Пути повышения надёжности работы подвижного состава» — Севастополь; «Автоматизация процессов управления на ГЭТ» — Нижний Новгород; «Проблемы развития ГЭТ» — Волгоград; «Организация производства и ремонта троллейбусов» — Минск; «Экономика ГЭТ в современных условиях» — Курск; «Эксплуатационная оценка нового семейства трамваев» — Усть-Катав; «Основные направления совершенствования конструкций, содержания и ремонта пути» — Челябинск; «Современные системы автоматики и телемеханики в энергоснабжении» — Казань. В ходе проведения конференций выявилась целесообразность их совмещения с мероприятиями, проводившимися в городах по случаю юбилеев местного трамвая или троллейбуса. Такая практика себя оправдала. Конференции и семинары не только успешно решали задачи распространения важной информации, обмена передовым опытом, выработки единой позиции по основным направлениям деятельности. Важным было и постоянное участие в таких мероприятиях руководителей регионов и городских администраций. Это позволяло привлечь их внимание к нуждам предприятий ГЭТ, поднять их престиж, решать многие конкретные вопросы. Немалое значение для самих предприятий имела и подготовка к приёму своих коллег. Как правило, уровень работы, состояние техники, отношение к делу самих электротранспортников существенно улучшались.

Большим событием явилось в 1996 году столетие Российского трамвая, которое отмечалось в Нижнем Новгороде. Программа празднования была утверждена на Правлении Ассоциации, руководители МАП ГЭТ вошли в состав Оргкомитета. К юбилейной дате организаторы приурочили проведение седьмого Всероссийского конкурса водителей трамвая и уже упоминавшейся Международной научно-технической конференции «Автоматизация процессов управления на ГЭТ». В конференции приняли участие 216 представителей из 15 стран.

К традиционным конкурсам профессионального мастерства водителей трамвая и троллейбуса присоединились конкурсы монтёров пути и кондукторов. I Всероссийский конкурс монтёров пути трамвая прошел в 1999 году в Челябинске, последующие в 2001 году в Нижнем Новгороде, в 2003 году в Барнауле, и в 2005 году в Ярославле. Конкурсы кондукторов проводились лишь в некоторых городах.

Исполнительная дирекция, которую много лет после её восстановления возглавлял И.В. Гуделайтис, приняла на свои плечи всю тяжесть организации таких встреч, естественно, получая огромную поддержку от местных организаций и предприятий ГЭТ. Аппарат дирекции и, прежде всего, в разные годы А.А. Пономарёв, А.Н. Бабакова, В.В. Розалиев, Л.М. Иванова, Э.А. Журавская, Н.И. Лясникова, В.Н. Сорокина — их повседневная работа всегда была достойна высокой оценки.

Между тем, условия, в которых приходилось работать электротранспортникам, продолжали усложняться. Правда, неразбериха 90-х годов постепенно уходила в прошлое, но подвижной состав неуклонно продолжал стареть, ещё острее становились проблемы финансирования, в т.ч. оплаты льготного проезда, в ряде городов России вновь началось наступление на трамвай. МАП ГЭТ по-прежнему продолжала свою деятельность.

В отчётном докладе Ю.Н. Горлина, который прозвучал на конференции в Екатеринбурге (2006 г.) отмечалось, что за период 2002-2005 гг. было проведено 19 конференций и семинаров в разных городах России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Молдавии. На конференции был вновь избран президентом Ю.Н. Горлин, вице-президентами стали В.Н. Водолазов, С.К. Корольков, В.В. Люлько и Н.В. Салищев. Были воссозданы региональные группы, в их числе появились Средне-Азиатская и Молдавская, однако с корпорацией «Укрэлектротранс» договориться пока не удалось.

В марте 2006 года в Екатеринбурге предприятиями городского электрического транспорта России было принято решение о создании отраслевого объединения работодателей. Это решение было поддержано Министерством транспорта Российской Федерации. Инициаторами создания Объединения выступили предприятия и организации субъектов Российской Федерации при поддержке Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения. Основная цель созданного объединения работодателей — содействие реформированию и модернизации отрасли городского электрического транспорта, повышению конкурентоспособности предприятий в условия рыночной экономики, развитие социального партнёрства, формирование и проведение согласованной политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, представительство законных интересов и прав работодателей во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. Cоздание ОООР «ГЭТ» позволило не только решить проблему отраслевого тарифного соглашения, но и открыло возможности для более плодотворного сотрудничества предприятий ГЭТ России с органами законодательной и исполнительной власти России.

В феврале 2008 года отраслевое объединение работодателей ГЭТ было зарегистрировано как Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Городской электрический транспорт». В ОООР «ГЭТ» вошли 63 предприятия отрасли городского электрического транспорта, осуществляющих свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации. Первое собрание членов объединения состоялось 15 мая 2008 года в городе Саратове. ОООР «ГЭТ» совместно с Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечении заключило Отраслевое соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта на 2009-2011 годы, которое являлось правовым актом и было зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости в ноябре 2008 года. В 2009 году ОООР «ГЭТ» вошло в состав МАП ГЭТ.

В течение 2001-2010 гг. в члены МАП ГЭТ вступили эксплуатационные предприятия гг. Балаково, Нижнего Тагила, Ставрополя, Ташкента, Еревана, Краснодара, Улан-Удэ, а также зарубежные фирмы, деятельность которых связана с предприятиями Городского электрического транспорта: Rail One; ООО «Шальтбау Гмбх» (Германия), НТП «Информбизнес» (Молдова), ЧКД «Трейд» (Чехия) и российские предприятия: «Челябтранссервис», «Алтайэлектротранс», Торговый дом «Вагоностроитель» (г. Усть-Катав), ТС «Промышленная группа «Транссервис» (г. Екатеринбург), ОАО «Транс-Альфа Электро» (г. Вологда), «Полимеризолятор» (г. Санкт-Петербург), «НИИЭФА-Энерго» (г. Санкт-Петербург). C 2006 года восстановили своё членство в МАП ГЭТ предприятия Армении и Узбекистана. Вместе с тем, был прерван контакт с предприятиями городского электрического транспорта республики Украины. К сожалению, из-за ликвидации электрического транспорта мы потеряли эксплуатационные предприятия в гг. Тбилиси, Тюмени, Воронеже, Архангельске, Шахтах.

Ассоциация активно занималась и издательской деятельностью. После вынужденной ликвидации журнала «Вестник ГЭТ» и выпусков «Экспресс-информации» начал регулярно выходить «Информационный бюллетень» МАП ГЭТ. В 2007 году стараниями руководства и работников исполнительной дирекции Ассоциации (не только через финансирование, но и прямым непосредственным участием) вышел в свет энциклопедический справочник «Городской электрический транспорт» (под ред. Ю.М. Коссого, составитель — В.В. Розалиев). Ряд учебников и учебных пособий по экономике, путевому хозяйству, организации движения, экологии транспорта был издан при решающей финансовой поддержке исполнительной дирекции МАП ГЭТ, ЗАО «Электротранссервис», ООО «Элтрансинформ» и ряда эксплуатационных предприятий — членов МАП ГЭТ.

Заметным направлением в деятельности МАП ГЭТ явилась подготовка обращений в органы федеральной власти и управления РФ, а в некоторых случаях и других государств по наиболее актуальным проблемам развития и функционирования горэлектротранспорта. Начало было положено обращением ряда руководителей эксплуатационных предприятий, во главе с президентом Ассоциации, в Союз российских городов с предложениями о сотрудничестве (1996 год). В следующем году на расширенном заседании Правления решили обратиться к главам регионов и городских администраций и к Правительствам стран, предприятия которых входят в МАП ГЭТ, с рекомендациями о мерах выхода из критической ситуации.

Группа водителей трамвая, участников Всероссийского конкурса 2006 года обратилась к Председателю Правительства в защиту ликвидируемых в ряде городов трамвайных предприятий. В защиту тбилисского трамвая и троллейбуса было направлено письмо премьер-министру Грузии. Неоднократными были и официальные обращения к президенту и председателю Правительства Российской Федерации. В 2009 году было подготовлено обращение в Государственную Думу о необходимости неотложных мер по сохранению ГЭТ. В результате этого обращения уже в 2010 году по поручению председателя Правительства Минтранс РФ принял ряд конкретных решений.

В июле 2010 года в Иркутске состоялась очередная отчётно-выборная конференция МАП ГЭТ. Она подвела итоги последнего пятилетия (2006-2010 гг.). На тот момент в состав МАП ГЭТ входили 180 коллективных членов из 14 стран, в т.ч. 116 эксплуатационных предприятий. К этому времени было проведено 16 конференций в городах Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Германии, Финляндии, Чехии, а также 4 общероссийских конкурса профессионального мастерства. Установлены контакты с международными организациями (МСОТ и его Евразийский комитет). Активно использовались средства массовой информации, особенно в целях поддержки приоритетности электротранспорта. Конференция избрала президентом Ассоциации А.В. Мирошника (г. Екатеринбург), вице-президентами — Б.И. Ткачука (Москва), С.И. Парфёнова (Новосибирск), С.К. Королькова (Москва) и Г.В. Герц (Екатеринбург).

Несколько раньше, в мае 2010 года расширенное заседание Правления МАП ГЭТ и Совета ОООР «ГЭТ» приняло решение приурочить юбилейные мероприятия в связи с двадцатилетием Ассоциации к проведению общего собрания ОООР «ГЭТ» в ноябре 2010 года в Ижевске, городе, где и была создана Ассоциация в 1990 году. К юбилею Ассоциации был открыт официальный сайт МАП ГЭТ.

5 февраля 2015 года в Москве на базе ГУП «Мосгортранс» состоялось отчётно-выборное собрание Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта. В голосовании по всем вопросам собрания участвовало 102 делегата МАП ГЭТ (в лице своих представителей и доверенных лиц). Решением участников собрания председателем был избран Батов Андрей Александрович, генеральный директор МУП «Ижгорэлектротранс».

В результате тайного голосования Президентом Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта был избран Остряков Василий Андреевич, директор СПб ГУП «Горэлектротранс», г. Санкт-Петербург.

Президенты Ассоциации (ВАП ГЭТ и МАП ГЭТ):

  1. Ульянов Александр Михайлович (07.1990 — 09.1991 гг.)
  2. Власов Владимир Александрович (09.1991 — 09.1993 гг.)
  3. Алёшин Валерий Александрович (09.1993 — 10.1994 гг.)
  4. Тирбах Олег Георгиевич (01.1995 — 09.2001 гг.)
  5. Горлин Юрий Николаевич (01.2002 — 07.2010 гг.)
  6. Мирошник Александр Владимирович (07.2010 — 02.2015 гг.)
  7. Остряков Василий Андреевич (с 02.2015 г.)

Исполнительные директоры Ассоциации:

  1. Алёшин Валерий Александрович (с 1991 г.)
  2. Гуделайтис Игорь Владимирович (с 01.2002 по 11.2010 гг.)
  3. Казакова Людмила Владимировна (с 11.2010 г.)