История ассоциации

В конце 80-х годов прошлого столетия реформаторские устремления перестройщиков добрались и до жилищно-коммунального хозяйства, в состав которого входил и городской электрический транспорт (ГЭТ). Так, в 1988 году было ликвидировано Главное управление ГЭТ Минжилкомхоза РСФСР. «Взамен» появился сектор (!) ГЭТ в Главном научно-техническом управлении министерства. А в 1990 году и само министерство было упразднено. Появились структуры: «Росжилкоммунсоюз», Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совете Министров РСФСР, позднее ставший Государственным комитетом РСФСР. Аналогичные изменения произошли и в союзных республиках. В 1991 году они завершились ликвидацией МЖКХ на Украине, в среднеазиатских республиках (кроме Туркмении) ГЭТ был передан в ведение Министерства автотранспорта. Городской электротранспорт переставал быть единой подотраслью. Правда, с 1 июля 1991 года предприятие бывшего ГУГЭТ «Росремэлектротранс», преобразованное в концерн, объединило эксплуатационные предприятия и заводы ГЭТ России. Тем не менее, необходимость организационного оформления привычных профессиональных связей становилась всё более очевидной.

Впервые предложение о создании «Ассоциации электротранспортников» высказали на собрании Центральной секции ГЭТ Всесоюзного научно-технического общества коммунального хозяйства и бытового обслуживания в декабре 1988 года представители УССР Г.П. Щербина и В.И. Крат. Предложение было одобрено. Ряду членов секции поручили представить свои предложения. В.И. Кутовой должен был до 1 февраля 1989 года разработать проект устава будущей ассоциации. Этот проект и был принят Учредительной конференцией Всесоюзной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта (ВАП ГЭТ), которая состоялась в Краснодаре 7 декабря 1989 года. Однако «учредительной» конференция не стала. Её действительное организационное оформление произошло лишь через полгода, в июле 1990 года на учредительном съезде в г. Ижевске. Съезд был весьма представительным, присутствовало на нём 182 участника из 111 городов 10 союзных республик, а также Чехословакии. На съезде были представлены 117 трамвайно-троллейбусных, трамвайных и троллейбусных управлений, 15 заводов и производственных объединений, 17 других организаций. Следует отметить, что единая позиция была выработана не сразу. Мнения были весьма противоречивы: от предложения передать будущей Ассоциации функции научно-технического общества (Власов, Москва) до заявлений о «ненужности технологии и рекомендаций», передаче Ассоциации обязанностей по материально-техническому снабжению и распределению подвижного состава (Исаев, Запорожье и Редьков, Ростов-на-Дону). Тем не менее, решения были приняты. Съезд (впоследствии проводились конференции) утвердил Устав ВАП ГЭТ и Положение о региональных группах, избрал президентом А.М. Ульянова (Москва) из четырёх выдвинутых кандидатов, создал региональные и профессиональные группы в составе Ассоциации. Заявили о своём вступлении в ВАП ГЭТ 138 коллективных члена. Вне Ассоциации пожелали остаться 30 предприятий, в т.ч. 20 управлений. Однако уже в июне следующего 1991 года, выступая в Минске на Всесоюзном совещании, посвящённом созданию новых Правил технической эксплуатации (оно проводилось Ассоциацией совместно с секцией НТО), А.М. Ульянов сообщил, что число членов ВАП ГЭТ достигло 157. К этому времени был сформирован аппарат Правления. Генеральным директором (эта должность вскоре была ликвидирована, но позднее восстановлена уже как исполнительный директор) был назначен В.А. Алёшин, главными специалистами О.Г. Тирбах и А.А. Пономарёв.

В сентябре того же года состоялась отчётно-выборная конференция ВАП ГЭТ в Днепропетровске. В отчётном докладе, с которым выступил вице-президент С.П. Павельев, была названа новая цифра — 172 коллективных члена. Конференция избрала нового президента. Им стал В.А. Власов, оставшийся и руководителем центральной секции НТО.

Ассоциация быстро набирала авторитет, росло количество её членов. До 1994 года она функционировала как общественная организация, активно взаимодействуя с концерном, который сохранил в определённой мере функции «вышестоящего органа» по отношению к вошедшим в него 111 эксплуатационным предприятиям и заводам. С 1994 года функции концерна, ставшего акционерным обществом, изменились. Прекратилась деятельность научно-технического общества. В Министерстве транспорта поначалу вопросами городского электротранспорта занимался единственный сотрудник, потом появился сектор и лишь в 1993 году в составе Федеральной автомобильно-дорожной службы (ФАДС) было создано управление горэлектротранспорта, которое возглавил В.В. Шаройко. В 1996 году ФАДС упразднили и управление ГЭТ (к тому времени уже Главное управление) перешло в состав Минтранса. Как бы то ни было, был период, когда Ассоциация оказалась единственной структурой, в какой-то степени объединявшей предприятия подотрасли ГЭТ. А в отношении эксплуатационных хозяйств бывших союзных республик она и сейчас остаётся таковой.

В июле 1995 года в Калининграде на II отчетной конференции Ассоциации с отчётным докладом выступил её новый президент Олег Георгиевич Тирбах. III конференция — тоже только отчётная — состоялась на этот раз через два года — в сентябре 1997-го в Волгограде, IV — отчётно-выборная — ровно через три года, в сентябре 2000 года. Она совпала по времени с 10-летием Ассоциации. Министр транспорта наградил большую группу активистов почётными знаками, значками и грамотами. Президентом МАП ГЭТ был вновь избран О.Г. Тирбах.

МАП ГЭТ — так отныне именуется наша ассоциация. В августе 1999 года Московская регистрационная палата присвоила Ассоциации работников предприятий ГЭТ статус «Международной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта». Вице-президентами стали Ю.Н. Горлин (Санкт-Петербург), В.В. Люлько (Москва) и Г.П. Щербина (Киев). В январе 2002 года на очередной конференции в Вологде президентом был избран Ю.Н. Горлин, а О.Г. Тирбах стал почётным президентом МАП ГЭТ.

Таковы основные вехи истории Международной ассоциации предприятий ГЭТ, обозначенные отчётными периодами деятельности её президента, Правления и исполнительной дирекции. Конечно же, при всей их значимости к этим протокольным вехам никак не сводилась её работа.

В систему этой работы вошло ежегодное проведение научно-технических и научно-практических конференций и семинаров. Каждая такая встреча посвящалась комплексу вопросов, объединённых одним из направлений деятельности предприятий, наиболее актуальных в то время. География проведения конференций была весьма широкой — многие областные центры России, города Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Узбекистана. Тем не менее, как правило, выбирался такой город, где лучше, чем в других, решались вопросы, соответствующие теме конференции, где было чему поучиться коллегам. А темы были весьма разнообразны. Вот несколько примеров (1996-1999 гг.): «Пути повышения надёжности работы подвижного состава» — Севастополь; «Автоматизация процессов управления на ГЭТ» — Нижний Новгород; «Проблемы развития ГЭТ» — Волгоград; «Организация производства и ремонта троллейбусов» — Минск; «Экономика ГЭТ в современных условиях» — Курск; «Эксплуатационная оценка нового семейства трамваев» — Усть-Катав; «Основные направления совершенствования конструкций, содержания и ремонта пути» — Челябинск; «Современные системы автоматики и телемеханики в энергоснабжении» — Казань. В ходе проведения конференций выявилась целесообразность их совмещения с мероприятиями, проводившимися в городах по случаю юбилеев местного трамвая или троллейбуса. Такая практика себя оправдала. Конференции и семинары не только успешно решали задачи распространения важной информации, обмена передовым опытом, выработки единой позиции по основным направлениям деятельности. Важным было и постоянное участие в таких мероприятиях руководителей регионов и городских администраций. Это позволяло привлечь их внимание к нуждам предприятий ГЭТ, поднять их престиж, решать многие конкретные вопросы. Немалое значение для самих предприятий имела и подготовка к приёму своих коллег. Как правило, уровень работы, состояние техники, отношение к делу самих электротранспортников существенно улучшались.

Большим событием явилось в 1996 году столетие Российского трамвая, которое отмечалось в Нижнем Новгороде. Программа празднования была утверждена на Правлении Ассоциации, руководители МАП ГЭТ вошли в состав Оргкомитета. К юбилейной дате организаторы приурочили проведение седьмого Всероссийского конкурса водителей трамвая и уже упоминавшейся Международной научно-технической конференции «Автоматизация процессов управления на ГЭТ». В конференции приняли участие 216 представителей из 15 стран.

К традиционным конкурсам профессионального мастерства водителей трамвая и троллейбуса присоединились конкурсы монтёров пути и кондукторов. I Всероссийский конкурс монтёров пути трамвая прошел в 1999 году в Челябинске, последующие в 2001 году в Нижнем Новгороде, в 2003 году в Барнауле, и в 2005 году в Ярославле. Конкурсы кондукторов проводились лишь в некоторых городах.

Исполнительная дирекция, которую много лет после её восстановления возглавлял И.В. Гуделайтис, приняла на свои плечи всю тяжесть организации таких встреч, естественно, получая огромную поддержку от местных организаций и предприятий ГЭТ. Аппарат дирекции и, прежде всего, в разные годы А.А. Пономарёв, А.Н. Бабакова, В.В. Розалиев, Л.М. Иванова, Э.А. Журавская, Н.И. Лясникова, В.Н. Сорокина — их повседневная работа всегда была достойна высокой оценки.

Между тем, условия, в которых приходилось работать электротранспортникам, продолжали усложняться. Правда, неразбериха 90-х годов постепенно уходила в прошлое, но подвижной состав неуклонно продолжал стареть, ещё острее становились проблемы финансирования, в т.ч. оплаты льготного проезда, в ряде городов России вновь началось наступление на трамвай. МАП ГЭТ по-прежнему продолжала свою деятельность.

В отчётном докладе Ю.Н. Горлина, который прозвучал на конференции в Екатеринбурге (2006 г.) отмечалось, что за период 2002-2005 гг. было проведено 19 конференций и семинаров в разных городах России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Молдавии. На конференции был вновь избран президентом Ю.Н. Горлин, вице-президентами стали В.Н. Водолазов, С.К. Корольков, В.В. Люлько и Н.В. Салищев. Были воссозданы региональные группы, в их числе появились Средне-Азиатская и Молдавская, однако с корпорацией «Укрэлектротранс» договориться пока не удалось.

В марте 2006 года в Екатеринбурге предприятиями городского электрического транспорта России было принято решение о создании отраслевого объединения работодателей. Это решение было поддержано Министерством транспорта Российской Федерации. Инициаторами создания Объединения выступили предприятия и организации субъектов Российской Федерации при поддержке Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения. Основная цель созданного объединения работодателей — содействие реформированию и модернизации отрасли городского электрического транспорта, повышению конкурентоспособности предприятий в условия рыночной экономики, развитие социального партнёрства, формирование и проведение согласованной политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, представительство законных интересов и прав работодателей во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. Cоздание ОООР «ГЭТ» позволило не только решить проблему отраслевого тарифного соглашения, но и открыло возможности для более плодотворного сотрудничества предприятий ГЭТ России с органами законодательной и исполнительной власти России.

В феврале 2008 года отраслевое объединение работодателей ГЭТ было зарегистрировано как Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Городской электрический транспорт». В ОООР «ГЭТ» вошли 63 предприятия отрасли городского электрического транспорта, осуществляющих свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации. Первое собрание членов объединения состоялось 15 мая 2008 года в городе Саратове. ОООР «ГЭТ» совместно с Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечении заключило Отраслевое соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта на 2009-2011 годы, которое являлось правовым актом и было зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости в ноябре 2008 года. В 2009 году ОООР «ГЭТ» вошло в состав МАП ГЭТ.

В течение 2001-2010 гг. в члены МАП ГЭТ вступили эксплуатационные предприятия гг. Балаково, Нижнего Тагила, Ставрополя, Ташкента, Еревана, Краснодара, Улан-Удэ, а также зарубежные фирмы, деятельность которых связана с предприятиями Городского электрического транспорта: Rail One; ООО «Шальтбау Гмбх» (Германия), НТП «Информбизнес» (Молдова), ЧКД «Трейд» (Чехия) и российские предприятия: «Челябтранссервис», «Алтайэлектротранс», Торговый дом «Вагоностроитель» (г. Усть-Катав), ТС «Промышленная группа «Транссервис» (г. Екатеринбург), ОАО «Транс-Альфа Электро» (г. Вологда), «Полимеризолятор» (г. Санкт-Петербург), «НИИЭФА-Энерго» (г. Санкт-Петербург). C 2006 года восстановили своё членство в МАП ГЭТ предприятия Армении и Узбекистана. Вместе с тем, был прерван контакт с предприятиями городского электрического транспорта республики Украины. К сожалению, из-за ликвидации электрического транспорта мы потеряли эксплуатационные предприятия в гг. Тбилиси, Тюмени, Воронеже, Архангельске, Шахтах.

Ассоциация активно занималась и издательской деятельностью. После вынужденной ликвидации журнала «Вестник ГЭТ» и выпусков «Экспресс-информации» начал регулярно выходить «Информационный бюллетень» МАП ГЭТ. В 2007 году стараниями руководства и работников исполнительной дирекции Ассоциации (не только через финансирование, но и прямым непосредственным участием) вышел в свет энциклопедический справочник «Городской электрический транспорт» (под ред. Ю.М. Коссого, составитель — В.В. Розалиев). Ряд учебников и учебных пособий по экономике, путевому хозяйству, организации движения, экологии транспорта был издан при решающей финансовой поддержке исполнительной дирекции МАП ГЭТ, ЗАО «Электротранссервис», ООО «Элтрансинформ» и ряда эксплуатационных предприятий — членов МАП ГЭТ.

Заметным направлением в деятельности МАП ГЭТ явилась подготовка обращений в органы федеральной власти и управления РФ, а в некоторых случаях и других государств по наиболее актуальным проблемам развития и функционирования горэлектротранспорта. Начало было положено обращением ряда руководителей эксплуатационных предприятий, во главе с президентом Ассоциации, в Союз российских городов с предложениями о сотрудничестве (1996 год). В следующем году на расширенном заседании Правления решили обратиться к главам регионов и городских администраций и к Правительствам стран, предприятия которых входят в МАП ГЭТ, с рекомендациями о мерах выхода из критической ситуации.

Группа водителей трамвая, участников Всероссийского конкурса 2006 года обратилась к Председателю Правительства в защиту ликвидируемых в ряде городов трамвайных предприятий. В защиту тбилисского трамвая и троллейбуса было направлено письмо премьер-министру Грузии. Неоднократными были и официальные обращения к президенту и председателю Правительства Российской Федерации. В 2009 году было подготовлено обращение в Государственную Думу о необходимости неотложных мер по сохранению ГЭТ. В результате этого обращения уже в 2010 году по поручению председателя Правительства Минтранс РФ принял ряд конкретных решений.

В июле 2010 года в Иркутске состоялась очередная отчётно-выборная конференция МАП ГЭТ. Она подвела итоги последнего пятилетия (2006-2010 гг.). На тот момент в состав МАП ГЭТ входили 180 коллективных членов из 14 стран, в т.ч. 116 эксплуатационных предприятий. К этому времени было проведено 16 конференций в городах Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Германии, Финляндии, Чехии, а также 4 общероссийских конкурса профессионального мастерства. Установлены контакты с международными организациями (МСОТ и его Евразийский комитет). Активно использовались средства массовой информации, особенно в целях поддержки приоритетности электротранспорта. Конференция избрала президентом Ассоциации А.В. Мирошника (г. Екатеринбург), вице-президентами — Б.И. Ткачука (Москва), С.И. Парфёнова (Новосибирск), С.К. Королькова (Москва) и Г.В. Герц (Екатеринбург).

Несколько раньше, в мае 2010 года расширенное заседание Правления МАП ГЭТ и Совета ОООР «ГЭТ» приняло решение приурочить юбилейные мероприятия в связи с двадцатилетием Ассоциации к проведению общего собрания ОООР «ГЭТ» в ноябре 2010 года в Ижевске, городе, где и была создана Ассоциация в 1990 году. К юбилею Ассоциации был открыт официальный сайт МАП ГЭТ.

5 февраля 2015 года в Москве на базе ГУП «Мосгортранс» состоялось отчётно-выборное собрание Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта. В голосовании по всем вопросам собрания участвовало 102 делегата МАП ГЭТ (в лице своих представителей и доверенных лиц). Решением участников собрания председателем был избран Батов Андрей Александрович, генеральный директор МУП «Ижгорэлектротранс».

В результате тайного голосования Президентом Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта был избран Остряков Василий Андреевич, директор СПб ГУП «Горэлектротранс», г. Санкт-Петербург.

Президенты Ассоциации (ВАП ГЭТ и МАП ГЭТ):

  1. Ульянов Александр Михайлович (07.1990 — 09.1991 гг.)
  2. Власов Владимир Александрович (09.1991 — 09.1993 гг.)
  3. Алёшин Валерий Александрович (09.1993 — 10.1994 гг.)
  4. Тирбах Олег Георгиевич (01.1995 — 09.2001 гг.)
  5. Горлин Юрий Николаевич (01.2002 — 07.2010 гг.)
  6. Мирошник Александр Владимирович (07.2010 — 02.2015 гг.)
  7. Остряков Василий Андреевич (с 02.2015 г.)

Исполнительные директоры Ассоциации:

  1. Алёшин Валерий Александрович (с 1991 г.)
  2. Гуделайтис Игорь Владимирович (с 01.2002 по 11.2010 гг.)
  3. Казакова Людмила Владимировна (с 11.2010 г. по 10.2015 гг.)
  4. Закиров Саид Сагитович (с 02.2016 по 03.2017 гг.)
  5. Мишин Виктор Алексеевич (с 04.2017)