24.11.2014 г.
Санкт-Петербург приобрёл «трамвайный зоопарк»

Петербургский комитет по транспорту подвёл итоги четырёх конкурсов на поставку 15 новых трамваев для Северной столицы.

Конкурс на 3 длинных 3-секционных состава со 100%-ным уровнем низкого пола выиграл консорциум французской компании Alstom и российского «Трансмашхолдинга». Стоимость контракта составит 246 млн. рублей. За эти деньги предприятие привезёт в Петербург составы семейства Citadis, которые эксплуатируются во многих странах Европы. Ранее французско-российская компания уже поставила в трампарк №8 на проспекте Стачек один такой трамвай, но он пока находится в депо и ещё не прошёл опытную эксплуатацию.

Шестиосный трамвай Alstom Citadis для Санкт-Петербурга
Шестиосный трамвай Alstom Citadis для Санкт-Петербурга. Фото Сергея Николаева.

Аукцион на 1 короткий вагон выиграл екатеринбургский завод «Уралтрансмаш», входящий в госкорпорацию «Уралвагонзавод». Предприятие знаменито тем, что этим летом представило на выставке «Иннопром» трамвай с футуристическим дизайном Russia One: у него кабина водителя отклонена в обратном направлении на 30 градусов. Однако в Петербург «Уралтрансмаш» поставит более традиционную модель — обновлённый вариант вагона 71-407 (71-407-01), который был официально презентован в конце лета.

Это семейство трамваев генетически восходит к чешским составам Tatra: именно эту модель «Уралтрансмаш» взял за основу в 1990-е годы, когда на военном предприятии наладили выпуск гражданской продукции. Состав, который «Уралтрансмаш» должен поставить в Петербург, имеет 39%-ный уровень низкого пола (ступенек нет только у центральной двери). Длина — около 16 метров, число мест для сидения — 27. Модель 71-407-01 имеет обновлённый дизайн кабины: предприятие из Екатеринбурга попыталось уйти от несколько устаревшего экстерьера, доставшегося в наследство от «Татры».

Четырёхосный трамвай от ОАО «Уралтрансмаш»
Четырёхосный трамвай от ОАО «Уралтрансмаш». Фото Виктора Русских.

Стоимость трамвая — около 15 млн. рублей, стартовая цена была снижена на 3 млн. Соперниками «Уралтрансмаша» были дилер белорусских производителей трамваев «Глобал Бас» и московская «Национальная контрактная корпорация» («НКК»). Последняя представляла интересы государственного Усть-Катавского вагоностроительного завода из Челябинской области, который также выпускает «короткие» трамваи. Зато в другом тендере стоимостью 55 млн. рублей на поставку 3 таких вагонов «НКК» было единственным участником. Речь идет о модели 71-623-02, которую можно встретить на улицах Москвы, Таганрога, Хабаровска и даже Даугавпилса. В отличие от трамвая из Екатеринбурга, у него четыре входные двери, более низкий уровень пола над тележками, число мест для сидения — 33, степень низкопольности — 40%.

Кроме того, «Национальная контрактная корпорация» стала единственным участником тендера на покупку 8 длинных трамваев с 70%-ным уровнем низкого пола за 440 млн. рублей. Как уже рассказывала «Фонтанка», в рамках этого контракта Смольный планировал приобрести трамвайные вагоны, которые уже были изготовлены Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Предыстория вопроса такова: в начале 2013 года комитет по транспорту заключил контракт на поставку 20 составов за 1,1 млрд. руб. с дилером завода из Челябинской области — ООО «Торговый дом „УКВЗ“». В парк ГУП «Горэлектротранс» были поставлены 3 состава, но потом Усть-Катавский завод разорвал все партнёрские отношения со своим дилером. В итоге город не смог получить 8 уже готовых трамваев, которые ждали отправки на заводе: сначала комитету по транспорту пришлось через суд разрывать контракт с «Торговым домом „УКВЗ“», а потом объявлять новый конкурс.

Но «Национальная контрактная корпорация» также является посредником, а не производителем. Согласно данным аналитической системы СПАРК, НКК аффилирована с компанией «ТрансМашГрупп», которая в начале года также выиграла конкурс комитета по транспорту на поставку четырёх трехсекционных трамваев со 100%-ным уровнем низкого пола. Предполагалось, что до 1 сентября 2014 года «ТрансМашГрупп» привезёт в Петербург вагоны от украинского завода «Электротранс», однако в итоге сроки были сорваны, а контракт — разорван.

Таким образом, в рамках четырёх контрактов Санкт-Петербург получит 1 короткий трамвай с 40%-ным уровнем низкого пола от «Уралтрансмаша», 3 аналога от Усть-Катавского вагоностроительного завода, 3 длинных вагона со 100%-ным уровнем низкого пола от французско-российского консорциума, а также 8 длинных трамваев с 70%-ным уровнем низкого пола от Усть-Катавского предприятия. Работники ГУП «Горэлектротранс» в частных беседах называют эту ситуацию «трамвайным зоопарком»: по их словам, гораздо безопаснее, удобнее и экономичнее, когда в парках работает техника одного типа, чтобы не было необходимости покупать у разных заводов разные запчасти и иметь отдельный персонал для обслуживания определённых моделей.

Все 15 составов должны прибыть в Северную столицу до конца 2014 года, то есть в весьма сжатые сроки. Поставщики уверяют, что выполнят условия контрактов. Так, как рассказали в пресс-службе Alstom, в Петербург будут привезены трамваи, сделанные в Европе. На Усть-Катавском заводе сообщили, что три состава уже отгружены, ещё один придёт в ближайшее время. Ещё четыре длинных трамвая, которые были сделаны для Петербурга, были проданы в Даугавпилс, пока шёл суд комитета по транспорту с бывшим дилером предприятия. «Но эти составы, а также три коротких мы сделаем в срок», — говорят на заводе. В этом же «Фонтанку» уверили и на «Уралтрансмаше». Однако, насколько все эти обещания правдивы, будет понятно 31 декабря 2014 года. Впрочем, ранее поставщики срывали и более длительные сроки: так, «Трансмашхолдинг» выиграл конкурс на поставку 11 шестивагонных составов для «зелёной» линии метро ещё в конце 2013 года. Первый новый метросостав должен был прибыть в Санкт-Петербург в ноябре 2014 года, но подрядчик попросил отсрочки до марта 2015-го.

Андрей Захаров, интернет-газета «Фонтанка.ру».

Справка:
Сейчас парк ГУП «Горэлектротранс» насчитывает около 750 трамвайных вагонов. Из них 60% морально устарели и требуют замены. При этом на 2015 году на закупку трамваев заложено только 586 млн. рублей.

Минтранс. Проект ПТЭ.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ внесет критически важные изменения в градостроительные нормы, обеспечивающие развитие трамвайных систем в РФ.

Протокол общего собрания МАП ГЭТ и ОООР "ГЭТ".

Размер годовых членских взносов в 2018 году.

Уведомление о регистрации Соглашения (продление до 2020 г. ) и Отраслевое соглашение.

Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета.

Пресс-релиз по Госсовету.

ПРОТОКОЛ заседания Координационного совета от 15.09.2017.

Презентация Морозова А.С. на техническую конференцию в г.Красноярске.

Ответ МИНТРАНСа о поддержке ГЭТ.

Предложения МАП ГЭТ для включения в доклад рабочей группы президиума Гос. Совета РФ

Доклад Острякова В.А. на Координационный Совет при Минтрансе РФ.

Презентация МАП ГЭТ на Координационный Совет при Минтрансе.

Постановление Правительства РФ №925 от 16.09.2016 г. "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

Предложения МАП ГЭТ для включения в Стратегию развития автомобильного и городского электрического транспорта РФ на период до 2030 года.

Предложения по внесению изменений в закон 220 ФЗ от ОООР ГЭТ и МАП ГЭТ.

ТРАНСПОРТ РОССИИ: Современный трамвай. "Развитая страна - это не та, где у бедных есть машины, а та, где богатые пользуются общественным транспортом".

Согласованные рекомендации Общественных Слушаний в Общественной палате РФ.

Российская газета: «Названы проблемы, мешающие развитию электротранспорта в России.»

Статья в газете ТРАНСПОРТ РОССИИ «В ситуации критической — транспорт электрический».

Стенограмма Общественных слушаний в Общественной палате

Письмо в Министерство труда и социальной защиты РФ.

Рекомендации по государственной политике развития троллейбусных систем в Латинской Америке

Общественные слушания в Общественной палате РФ по теме: «Развитие городского электрического транспорта в России, проблемы и пути их решения»

Обращение к президенту РФ.

17.12.2015г.: В.А. Остряков: «У электротранспорта есть будущее» — ТРАНСПОРТ РОССИИ, №51 (910)

27.12.2018 г.
16.11.2018 г.