24.09.2015 г.
В Севастополе прошла совместная конференция МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ»

17-18 сентября в Севастополе на базе ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова» прошла конференция по теме «Применение и исполнение федерального закона №220-ФЗ от 13.07.2015 г. и его роль в развитии ГЭТ».

В работе конференции приняли участие представители эксплуатационных предприятий — трамвайных и троллейбусных управлений из 27 городов, в том числе предприятий ГЭТ Крыма из Севастополя, Симферополя, Евпатории и Керчи, а также специалисты и руководители промышленных компаний.

Конференция МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ» в Севастополе
Конференция МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ» в Севастополе
Фото Константина Морозова

С приветственным словом к участникам конференции обратился губернатор Севастополя Сергей Иванович Меняйло. Губернатор подчеркнул важность факта первой в истории конференции МАП ГЭТ на Крымской земле. «Интеграция крымских транспортников в российское отраслевое сообщество означает возможность открытого обмена опытом, прямого диалога специалистов, представителей городских и региональных администраций, изготовителей подвижного состава и комплектующих», подчеркнул С.И. Меняйло. В Севастополе троллейбус — социально значимый транспорт. Стоимость проезда в нём самая низкая в стране — 7 рублей. Причём регион, несмотря на повсеместный рост тарифов, не планирует необдуманное повышение цены за проезд, а собирается сперва организовать чёткий учет пассажиров и льготников путём внедрения электронной системы оплаты проезда.

Развитие материальной базы ГУП «Севэлектроавтотранс», по словам губернатора, — одно из приоритетных направлений совместной работы администрации и предприятия. В ближайшие годы троллейбусный парк, а также энергохозяйство и кабельная сеть троллейбуса должны быть существенно модернизированы.

Следует отметить, что несмотря на большую площадь Севастополя, экологическая обстановка в некоторых районах города неблагоприятная. В безветренную погоду над улицами стоит смог из выхлопных газов. Дворы многих новостроек заполнены автомобилями. Автобусы, большей частью украинские «Богданы» на 25 посадочных мест, переполнены, условия проезда в них не соответствуют современному уровню комфорта и безопасности. Развитие сети электрического транспорта, в том числе с автономным ходом (для чего в тёплом городе есть все условия), могло бы коренным образом улучшить транспортное обслуживание населения Севастополя. Хватит ли у городских властей на это средств и терпения, покажет время, однако губернатор особо подчеркнул, что в Севастополе приоритет отдан экологически чистому транспорту.

Обсуждая закон, делегаты отметили высокую значимость его принятия для всего транспортного сообщества. Тем не менее, долгожданный закон, по мнению делегатов, не полностью отвечает чаяниям и ожиданиям сообщества электротранспортников. Главная претензия к законодателям — не учтена специфика ГЭТ: необходимость содержать пути, контактную сеть, энергохозяйство, парки, в результате чего отрасль оказалась в проигрышном положении по сравнению с автоперевозчиками. По мнению руководителя Кемеровского ТТУ Е.А. Швецова, повсеместно местные бюджеты финансируют ГЭТ по остаточному принципу. Без защиты на уровне федерального закона ГЭТ обречён на деградацию и вымирание. В своём выступлении Председатель общероссийского союза работников жизнеобесечения А.Д. Василевский отметил, что закон недостаточно защищает 150 тыс. работников предприятий ГЭТ. Закон не определяет стандарты транспортного обслуживания населения, что делают аналогичные правовые акты, например, в Белоруссии и Украине. Господин Василевский предложил создать комиссию по выработке предложений по изменениям и дополнениям к закону.

Также выступающие отмечали, что закон не регулирует избыточную конкуренцию, что в конечном итоге вредит пассажирам и городу. По мнению руководителей трамвайных и троллейбусных управлений, нужна поправка к статье 23, говорящая о том, что муниципальные предприятия ГЭТ должны обеспечиваться заказом на перевозки безусловно и вне конкурса. Даже в городах, где власти формируют маршрутную сеть на основе приоритета электрическому транспорту, возникает дублирование маршрутов со стороны нелегальных перевозчиков. Например, в Перми. Как подчеркнул А.Е. Филиппов, директор МУП «Пермгорэлектротранс», только введение конфискации транспортных средств нелегальных перевозчиков может решить ситуацию.

Завершая конференцию, Президент МАП ГЭТ В.А. Остряков сказал, что продолжение работы над совершенствованием законодательного поля — длительный процесс. «Необходимы скоординированные усилия членов ассоциации, министерства транспорта, общественности в информационном и юридическом поле и только в этом случае можно рассчитывать на изменение имиджа электрического транспорта, понимания его важности и перспективности для населения».

Участники конференции МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ» в Севастополе
Участники конференции МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ» в Севастополе
Фото Константина Морозова

На конференции в торжественной обстановке ГУП «Севэлектроавтотранс» первым из крымских предприятий городского электротранспорта был принят в МАП ГЭТ. ГУП «Севэлектроавтотранс имени А.С. Круподёрова» образовано в 1955 году. До войны в городе ходил трамвай, в послевоенные годы были введены в строй несколько троллейбусных маршрутов. В 2014 году предприятие переживало непростые времена. Были и сокращения, и волнения в коллективе. Тем не менее, сегодня это стабильно работающая компания, а её директор пользуется заслуженным уважением руководителя региона и всего коллектива.

Константин Морозов