10.11.2016 г.
Рельсы и контактная сеть электротранспорта как транспортный каркас городов
Международная Ассоциация предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) предложила формировать обеспечивающую транспортную сеть российских городов на основе существующей инфраструктуры электротранспорта. Как обеспечить преимущества трамвайных и троллейбусных систем и  сделать их такими же эффективными, как и во всём мире, обсуждали на совещании под председательством замминистра транспорта РФ Николая Асаула.

В Министерстве транспорта состоялось рассмотрение проекта Стратегии развития автомобильного и городского электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. В обсуждении документа со стороны сообщества ГЭТ приняли участие представители профильных транспортных союзов и ассоциаций, а также Общероссийских профсоюзных организаций.

 

Для экспертов транспортной отрасли очевидна эффективность технологий электротранспорта в условиях сложившейся дорожной обстановки, пробок, пропускной способности магистралей, качества работы предприятий-перевозчиков, обеспечения безопасности пассажирских перевозок, экологических вызовов современных городов. С учётом этих, а также экономических факторов будущее современного общественного транспорта - за сохранением и развитием трамвайных и троллейбусных систем. 

 

«Одна из первостепенных задач – сохранить и грамотно использовать существующую в нашей стране инфраструктуру электротранспорта», - отметил президент Международной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта,  директор петербургского Горэлектротранса Василий Остряков. Это позволит без больших дополнительных вложений развивать российский электротранспорт. А отрасль ГЭТ, к слову, при современном уровне технического прогресса в мире считается  наиболее перспективной: троллейбусы с увеличенным автономным ходом; электробусы; трамваи на батареях, которые заряжаются на остановках; использование инновационных водородных батарей для электротранспорта. Все эти «технологии будущего» возможно применить при действующей инфраструктуре. Таким образом, в основе транспортного каркаса городов будет лежать как инфраструктурная составляющая, так и применение самых эффективных и современных технологий на транспорте. 

 

В то же время необходимо заложить в транспортную Стратегию принцип  приоритетности электротранспорта. Модель «свободного рынка» по действующему законодательству не способствует повышению качества пассажирских перевозок, и даже наоборот, приводит к обратным процессам. Вот почему уход от конкуренции на монопольном рынке городского транспорта и  обеспечение приоритетности для движения электротранспорта, зависимого от инфраструктуры, сделает городские трамваи и троллейбусы самым быстрым и удобным транспортом. При этом предсказуемо вырастет качество транспортных услуг всех городских перевозчиков.

 

 

 

Предложения МАП ГЭТ для включения в Стратегию развития автомобильного и городского электрического транспорта

Российской Федерации на период до 2030 года

 

 

1.       Предложения, позволяющие закрепить рациональное использование существующей инфраструктуры и планирование оптимальных маршрутных сетей

 

Для экономической эффективности и наиболее рационального распоряжения маршрутной сетью целесообразно максимально использовать уже существующую транспортную инфраструктуру. И в особенности - инфраструктуру рельсового транспорта, обладающего максимальной провозной способностью и наибольшим потенциалом для развития (метрополитен, железная дорога, JIPT, трамвай).

В связи с этим предлагается заложить принципы, в основе которых будет лежать приоритет рельсового транспорта как транспортного каркаса в крупных городах.

 

2.       Предложения, позволяющие учесть особенности отрасли городского электрического транспорта

 

Городскому электрическому транспорту присуща своя специфика, определяемая его конструктивными особенностями и технологией основных производственных процессов. Наличие собственной транспортной инфраструктуры (пути, тяговое хозяйство) ставит городской электротранспорт в неравные финансово-экономические условия с иными перевозчиками.

 

В связи с этим предлагается:

2.1.     Провести комплексный анализ актуальных проблем отрасли городского электрического транспорта с проработкой эффективных    сценариев развития отрасли ГЭТ;

2.2.    Рассмотреть вопросы развития инфраструктуры электрического транспорта и критерии её эффективного использования;

2.3.    Создать правовую и нормативно-техническую базу для обеспечения приоритета электрического транспорта. Критерии и нормативы обособленных путей, средства для обособления и т.д.;

2.4.    Рассмотреть вопрос ценообразования на потребляемые энергоресурсы для электрического транспорта. В целях реализации стратегии развития необходима разработка специальных тарифов для этой подотрасли;

2.5.    Рассмотреть вопросы разработки нормативных документов в части технического обслуживания транспортных средств электрического транспорта.

 

3.       Предложения, связанные с обновлением Российского парка подвижного состава

 

3.1.    Дополнительно проработать стратегию развития транспортного машиностроения с учётом актуальных мировых трендов:  создание гибридных транспортных средств, технологии обеспечения увеличенного автономного хода, альтернативные источники энергии, экологичность, энергоэффективность, доступность для маломобильных пассажиров, скорость и комфорт;

3.2.     Предусмотреть меры государственной поддержки  производителей подвижного состава и определить принципы стимулирования предприятий, производящих подвижной состав на электротяге.

 

4.       Предложения, связанные с методологией формирования единой стратегии развития транспортного комплекса

 

При подходе к разработке документа, определяющего принципы транспортного благополучия всей страны, важно, чтобы развитие автомобильного и городского электрического транспорта осуществлялось по единому сценарию.