23.08.2011 г.
В Екатеринбурге разработана городская программа обособления трамвайных путей

Более 26 километров трамвайных путей в Екатеринбурге, расположенных сегодня на совмещенном с автотранспортом полотне, будет обособлено от автотранспорта бордюром.  Положение трамвайных путей при обособлении будет сохранено по оси улиц.

Доля обособленных трамвайных путей в Екатеринбурге одна из самых низких среди крупных городов России. Практически все центральные линии трамвая – по улицам Ленина, Луначарского, 8-го Марта, Челюскинцев, Куйбышева, Радищева – расположены на совмещенном с автотранспортом полотне. Проблемы задержек трамвайного движения, возникающие из-за ДТП, с ростом автомобилизации резко обострились; проблему усугубили заторы, возникшие из-за перенасыщенности города автотранспортом. В миллионном городе, где трамвай является основным видом транспорта, мириться со снижением качества его работы было бы недопустимо.

Первой мерой по обеспечению беспрепятственного движения трамвая стало выделение путей сплошной линией разметки на пяти участках. Данная мера позволила снизить влияние заторов на движение трамвая, но полностью устранить выезд автотранспорта на пути с помощью разметки не удалось; риск задержек в результате ДТП на трамвайных путях также сохранился в полной мере.

С целью обеспечения качества, высокой скорости движения и соблюдения расписания общественного транспорта, по инициативе заместителя главы Администрации г. Екатеринбурга по транспорту Евгения Липовича в городе был проведен интернет-опрос о предпочтительных вариантах реконструкции главной улицы Екатеринбурга – проспекта Ленина. Предусматривались варианты: 1 – приоритет автотранспорта, повышение пропускной способности улицы для автомобилей, строительство подземных переходов, снятие с проспекта безрельсового общественного транспорта, а после открытия второй линии метро – снятие трамвая; 2 – обособление трамвайных путей и создание выделенных полос для безрельсового общественного транспорта, сохранение для автотранспорта только одной полосы движения в каждую сторону;  3 – преобразовать весь проспект в трамвайно-пешеходный, сохранить движение трамвая, запретить движение автотранспорта, проезжую часть отдать для пешеходов и велосипедистов. В результате учета мнений жителей был выбран четвертый вариант: обособить трамвайные пути бордюром, в остальном сохранить проспект в существующем виде.

На наш взгляд, данное решение является оптимальным. Необходимость приоритета общественного транспорта на сегодняшний день является очевидной, т.к. в условиях высокой плотности застройки городов России обеспечить потребность в перевозках может только массовый транспорт. При этом выделенные полосы для безрельсового транспорта на сегодня значительно менее эффективны, т.к. позволяют провезти лишь до 6-7 тыс. пассажиров в час (в то время как полоса трамвая – до 18 тыс. в час) и слабо защищены от нарушителей (в отличие от трамвайных путей, физически защищенных бордюром).  Следовательно, на улицах с высоким пассажиропотоком, а также при наличии трамвайных путей необходимо ориентироваться, прежде всего, на обособление трамвайных путей и построении перевозок на базе трамвая; при меньших пассажиропотоках, при отсутствии трамвайных путей – следует ориентироваться на выделенные полосы для безрельсового транспорта.

В связи с проведенным анализом ситуации было принято решение в кратчайшие сроки сформировать программу «Обособление трамвайных путей» на 2012 год. Известно, что в список обособляемых бордюром участков уже сегодня вошли следующие проспекты и улицы: проспект Ленина, от Гагарина до Московской (8 километров одиночного пути); ул. 8 Марта, от Южной до Радищева (6,8 километра); ул. Луначарского, от Ленина до Шевченко (2 километра) и от Декабристов до Куйбышева (1 километр); ул. Куйбышева, от 8 Марта до Луначарского (2,6 километра); ул. Радищева, от 8 Марта до Московской (2 километра); ул.  Челюскинцев, от Невьянского до Московской (4,2 километра); ул. Гагарина, от Малышева до Ленина (0,8 километра). Трамвайная полоса будет обособляться либо по краю шпальной решетки с уширением на остановках, либо на всем протяжении в габарите с остановкой.

Обособление трамвайных путей на центральных улицах Екатеринбурга позволит создать каркас надежных линий трамвая, обеспечивающих высокую скорость сообщения и соблюдение расписания движения.  Данная задача приобретает особую актуальность в связи с планами по развитию в городе легкого рельсового транспорта (современного трамвая), который предполагается интегрировать в существующую трамвайную сеть.