26.10.2011 г.
В Москве состоялось заседание коллегии Минтранса России

В Москве под председательством Министра транспорта РФ Игоря Левитина состоялось расширенное заседание коллегии на тему «О совершенствовании организации перевозок пассажиров и грузов на автомобильном и городском пассажирском транспорте». Рассмотрены вопросы софинансирования обновления подвижного состава и разработки методики расчета тарифов на регулярные перевозки городским транспортом, подготовлены предложения по созданию отраслевого праздника пассажирского транспорта.

С основным докладом выступил заместитель Министра транспорта РФ Н.А. Асаул. По мнению замминистра, в целом автомобильный и городской пассажирский транспорт работал стабильно и удовлетворил спрос на международные и внутренние перевозки пассажиров и грузов.

Сегодня автомобильный транспорт обеспечивает почти 60% объема пассажирских перевозок в стране и более 55% объема перевозок грузов. В этом секторе действует свыше 550 тысяч хозяйствующих субъектов и трудится более 3 миллионов человек. Парк автотранспортных средств России насчитывает около 39 миллионов единиц. Это 900 тыс. автобусов (в том числе более 400 тыс. у физических лиц), 5,3 млн. грузовых (в том числе 2,9 млн. у физических лиц) и около 33 миллионов легковых автомобилей. В российских городах пассажиров перевозят более 20 тысяч троллейбусов и трамвайных вагонов. Семь метрополитенов эксплуатируют 6,3 тысячи вагонов метро. Традиционно пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает около 85% трудовых и бытовых поездок населения в городском и пригородном сообщении.

По словам Н. Асаула, за период с января по август 2011 года российский рынок легковых автомобилей вышел на второе место по объему продаж в Европе (1 583 тыс.) и по темпам роста является самым быстрорастущим в мире (49%). Продажи легких коммерческих автомобилей за январь-сентябрь 2011 года составили 124 570 шт., превысив аналогичный показатель предыдущего года на 30%, а грузовых автомобилей 95 380 шт. - рост 70,7%, автобусов 13 840 шт. - рост 48%. При этом доля коммерческого автотранспорта, произведенного в России, составляет 80% для грузовых автомобилей и 93% для автобусов.

Основными недостатками парка грузовых автомобилей, как и пассажирского, Н. Асаул назвал высокий средний возраст и несовершенную структуру. «64% грузовых автомобилей имеют возраст более 10 лет, 60% - соответствуют экологическому классу Евро-0 и только 17% имеют возраст до 5 лет и лишь 12% экологический класс Евро-3 и выше, - сообщил замминистра. -- В сегменте автобусов ситуация за текущий год несколько улучшилась - 46,5% автобусов имеют возраст более 10 лет и 50% соответствуют классу Евро-0. При этом количество автобусов до 5 лет составляет 25% от общего объема, а автобусов с экологическим классом Евро-3 - 15%».

По мнению Н. Асаула, этому способствовали закупка автотранспорта федеральными органами государственной власти, программы предоставления субсидий регионам, а также льготные лизинговые схемы, предлагаемые ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Поступившая из субъектов Российской Федерации информация по вопросу обновления парка подвижного состава организаций пассажирского транспорта показывает, что коммерческий лизинг пока является относительно дорогим инструментом. Вместе с тем, отметил замминистра, существенно увеличившееся в 2011 году количество договоров с ОАО «Государственная Транспортная Лизинговая Компания» на закупку подвижного состава транспорта общего пользования (автобусов, трамваев, троллейбусов) говорит о перспективности развития данной схемы закупок транспортных средств. По его мнению, в сложившихся условиях представляется целесообразным разработать концепцию подпрограммы «Развитие транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен и иные виды внеуличного транспорта)» в составе федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848.

По итогам анализа заявок субъектов Российской Федерации специалистами ОАО «ГТЛК» проработана необходимость финансирования мероприятий по обновлению парка наземного общественного транспорта:

с использованием механизма лизинга 10,2 млрд. рублей, в том числе:

на обновление автобусного парка – 7,4 млрд. рублей;

на обновление троллейбусного парка – 1,1 млрд. рублей;

на обновление трамвайного парка – 1,7 млрд. рублей;

с использованием программ субсидирования (30% за счет средств федерального бюджета) - 15,5 млрд. рублей.

В качестве мер, направленных на стимулирование закупки и использования экологических транспортных средств, Н. Асаул назвал следующие меры:

- выделение из федерального бюджета субсидий для оплаты разницы между стоимостью стандартных и экологичных транспортных средств, закупаемых для городского пассажирского транспорта;

- выделение из федерального бюджета денежных средств для компенсации ¾ процентной ставки банковского кредита;

- разработку мер экономического характера, направленных на сокращение парка автотранспортных средств, имеющих возраст десять и более лет, с последующим выведением этих средств из эксплуатации;

- разработку предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих уменьшение ставки транспортного налога для автотранспортных средств с нулевыми выбросами;

- предоставление права льготной парковки и возможности проезда по зарезервированным дорожным полосам для экологически чистых транспортных средств.

Результатом реализации подпрограммы должно стать обеспечение высокого уровня безопасности и качества услуг пассажирского транспорта общего пользования на основе: - внедрения механизмов обновления парка транспортных средств;

- современных инновационных технических и технологических решений,

- новых систем скоростных массовых перевозок пассажиров,

- механизмов формирования современного рынка пассажирских перевозок, учитывающего интересы государства и населения,

-формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры и услугам автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Одной из причин невозможности приобретения нового подвижного состава Н. Асаул назвал неудовлетворительное финансовое состояние транспортных предприятий. «На протяжении многих лет региональными органами государственной власти устанавливаются тарифы на пассажирские перевозки существенно ниже их фактической стоимости, заявил замминистра. При этом возникающая разница не компенсируется перевозчикам в полном объеме. Для решения указанной проблемы необходимо утверждение единой методики расчета тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования».

Н.А. Асаул сообщил, что по поручению Правительства Минтранс России готовит проект общей актуализированной методики расчета тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования (кроме железнодорожного транспорта).

По его мнению, эта мера позволит обеспечить экономически устойчивую и стабильную деятельность субъектов транспортной деятельности; финансовую основу для обеспечения заданных показателей качества транспортного обслуживания и безопасности перевозок.

Замминистра сообщил, что в установленном порядке в Правительство Российской Федерации внесен проект Указа Президента Российской Федерации «Об установлении Дня работников автомобильного транспорта», изменяющий его наименование на «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта».

Н. Асаул сообщил, что в 2011 году была продолжена работа по формированию современного законодательства в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Для реализации мер по совершенствованию организации перевозок на автомобильном и городском пассажирском транспорте на коллегии был принят проект постановления, с конкретными сроками реализации мероприятий и конкретными исполнителями.

В настоящее время по рекомендации Министра транспорта РФ И.Е. Левитина, проект постановления дорабатывается и будет опубликован на сайте Минтранса РФ.