08.07.2017 г.
71 год спустя в Москве возрождают трамвайную линию к Белорусскому вокзалу

Источник: Транспорт в России.

Перерыв, по продолжительности сравнимый с человеческой жизнью, уже в этом году должен завершиться в движении московских трамваев на площади Тверская застава. Впервые после 1946 года здесь, у Белорусского вокзала, появятся рельсы, а на них – современные вагоны.

Это стало возможным благодаря проведению очередного этапа работ по городской подпрограмме «Моя улица». Ранее она запомнилась пассажирам тем, что из-за неё в центре города почти полностью прекратилось движение основного вида электротранспорта — троллейбусов.

Подготовительные работы по укладке рельсошпальной решётки на Лесной улице уже начались. Для проезда автотранспорта осталось по одной-двум полосам в каждом направлении, а центр проезжей части отдан под стройплощадку. Перекрыты левые повороты с Лесной улицы на 1-й Лесной переулок и улицу Александра Невского, а также левый поворот с улицы Александра Невского на Лесную улицу. На восстанавливаемом участке линии уложат около километра новых путей.

Как это было

Линия по Лесной улице — самая старая из сохранившихся трасс трамвая в Москве. Впервые вагоны прошли здесь ещё в 1899 году. Отступление трамваев от Белорусского вокзала вглубь прилегающих кварталов продолжалось несколько десятилетий и проиисходило поэтапно. Так, движение трамваев по площади Тверская застава и участку Лесной улицы между 1-й Тверской-Ямской улицей и 2-й Тверской-Ямской улицей прекратилось в 1946 году. Тогда же завершила работу линия по Тверскому путепроводу. С тех пор разворот трамваев был перенесен на частично новое кольцо вокруг квартала, образованного Лесной, 2-й Тверской-Ямской улицами, переулком Александра Невского и 3-й Тверской-Ямской улицей.

В 1984 году трамвайная трасса отдалилась от привокзальной площади ещё дальше. Новое небольшое двухпутное кольцо взамен прежнего разворота расположилось в 300 м от неё на Лесной улице за перекрёстком с 1-м Лесным переулком.

Спустя ещё почти четверть века, в 2008 году из-за строительства бизнес-центра «Белые Сады» кольцо было демонтировано. По первоначальному проекту офисное здание должно было не полностью поглотить его, а лишь накрыть сверху. Движение трамваев на Лесной улице прервалось до 2012 года, когда в линию удалось вдохнуть новую жизнь благодаря строительству оборотного тупика и выпуску специальной партии модернизированных вагонов на базе T3SU с возможностью выхода на обе стороны дороги.

«Тяни-толкаи», образованные путём сцепления задних частей двух таких вагонов, с тех пор стали единственными обитателями возрождённой линии, по которой был запущен восстановленный маршрут № 9 «Метро Белорусская – МИИТ».

Перспективы остаются в тумане

Хотя «Моя улица» и позволит впервые за 70 лет приблизить трамваи к Белорусскому вокзалу, но улучшать движение этого вида транспорта у другого московского вокзала – Павелецкого, пока не будут. Хотя строительные работы этого сезона охватывают Садовое кольцо вблизи железной дороги и прилегающие к нему участки привокзальной площади, трамвайные пути в интересы строителей не вошли. А это значит, что в очередной раз откладывается строительство поворотных кривых, по которым трамвайные вагоны могли бы соединить Бульварное кольцо не только с южными линиями, но и в сторону станции метро «Пролетарская».

Не получило дальнейшего развития и заказанное «Мосгортрансом» предварительное проектирование соединения тупиковой линии по Бульварному кольцу от Чистых прудов по проспекту Академика Сахарова до Комсомольской площади.

Несмотря на заявление руководителя Дептранса М. С. Ликсутова в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 4 июля 2017 г.:

«Трамваи у нас развиваются темпами одними из самых быстрых в мире»,

фактически планы развития и возрождения линий Московского трамвая сорваны. Несколько сотен метров дополнительных путей, обещанных к этой осени – слишком скромный результат, чтобы возместить столичным пассажирам так и не начавшиеся строиться линии в Бирюлево, Ивановское, посёлок Северный.

Не говоря уже о возрождаемых который год только на бумаге линиях по Школьной и Госпитальной улицам, Трифоновской улице, улице Гиляровского, и даже о строительстве дополнительных поворотов на трамвайных узлах северо-западной столичной сети. Невзирая на попадание ряда трамвайных проектов в городские адресно-инвестиционные программы разных лет, до их реализации всё так же далеко.

Мероприятия 2020 года.

Размер членских взносов за 2020 год.

Информационное сообщение Декабрь 2019.

Итоговое собрание 2019.

Информационное сообщение МАП ГЭТ.

Презентация Минтранса "О государственной политике в сфере городских пассажирских перевозок и развития электрического транспорта в городских агломерациях".

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Минтранс. Проект ПТЭ.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ внесет критически важные изменения в градостроительные нормы, обеспечивающие развитие трамвайных систем в РФ.

Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета.

Пресс-релиз по Госсовету.

ПРОТОКОЛ заседания Координационного совета от 15.09.2017.

Доклад Острякова В.А. на Координационный Совет при Минтрансе РФ.

Презентация МАП ГЭТ на Координационный Совет при Минтрансе.

Предложения МАП ГЭТ для включения в Стратегию развития автомобильного и городского электрического транспорта РФ на период до 2030 года.

Предложения по внесению изменений в закон 220 ФЗ от ОООР ГЭТ и МАП ГЭТ.

ТРАНСПОРТ РОССИИ: Современный трамвай. "Развитая страна - это не та, где у бедных есть машины, а та, где богатые пользуются общественным транспортом".

Согласованные рекомендации Общественных Слушаний в Общественной палате РФ.

Российская газета: «Названы проблемы, мешающие развитию электротранспорта в России.»

Статья в газете ТРАНСПОРТ РОССИИ «В ситуации критической — транспорт электрический».

Стенограмма Общественных слушаний в Общественной палате

Общественные слушания в Общественной палате РФ по теме: «Развитие городского электрического транспорта в России, проблемы и пути их решения»

Обращение к президенту РФ.

17.12.2015г.: В.А. Остряков: «У электротранспорта есть будущее» — ТРАНСПОРТ РОССИИ, №51 (910)

18.02.2020 г.
29.01.2020 г.