27.02.2018 г.
Узбекский трамвайный ренессанс
Источник: https://gre4ark.livejournal.com/524321.html

Автор: Аркадий Гершман

Существует две вещи, полностью изменившие города: лифт и трамвай. Лифт позволил строить выше, а трамвай – шире. В начале 20 века в большинстве крупных городов мира существовали разветвленные трамвайные линии, которые в прямом смысле вывозили города – трамвай был символом прогресса и показателем успешности города.

В середине 20 века ситуация уже была иной: автомобилизации и проблемы пробок изменили представление людей о городе и требовали каких-то решений. В это время появились правила движения, площади стали походить на авторынок и люди увидели пробки. Бытовая логика на эти проблемы отвечала просто – нужно больше места и тогда всё поедет. В этот момент города стали закатывать рельсы в асфальт, сносить кварталы ради развязок и загонять людей под землю. Невероятно, но интуитивно правильные решения привели к полностью неправильным результатам – становилось только хуже.

Сегодня специалисты смотрят на транспорт иначе. Заниматься транспортным планированием невозможно без учёта застройки и качества общественных пространств – всё это влияет на транспортный спрос, который должен удовлетворить город. Проблема пробок решается не с помощью созданием новых мест для машин, а с помощью регулирования спроса на поездки – как только места становится мало, стоимость поездки на машине повышается и создаётся возможность быстро и комфортно доехать на общественном транспорте и велосипеде – спрос удовлетворяют другим транспортом. Поэтому в 21 веке города возвращают трамвай – он оказался самым эффективным уличным видом транспорта за адекватную цену.

Если вы считаете, что СССР шёл своим путём, то ошибаетесь. В Самарканде трамвай существовал с 1947 по 1973 года и был закрыт по причине роста количества машин. В 2017 году трамвай вновь вернулся в город, а совсем недавно была открыта вторая линия. Прошло всего лишь 43 года 6 месяцев и 25 дней.    


Трамвай - сложное и дорогое решение, которое позволяет быстро и комфортно перевозить большое количество людей. В Европе и США трамвайные проекты неразрывно связаны с общим развитием города – вдоль линии повышается цена недвижимости и растёт интерес девелоперов. Поэтому трамвай окупается не столько за счёт билетов, сколько за счёт продажи земли, налогов, улучшения экологии и транспортной ситуации. При этом трамвай обычно субсидируют за счёт бюджета или специальных налогов с автомобилистов.

 

Продолжение: https://gre4ark.livejournal.com/524321.html