29.06.2018 г.
Интервью директора СПб ГУП «Горэлектротранс»: Электротранспорт - признак успешного города
В свое время многие города пошли по пути сокращения трамвайных и троллейбусных линий, отдавая приоритет автомобилям и автобусам. Впоследствии это признали ошибкой и снова обратились к городскому  электрическому транспорту в деле спасения от пробок и заботы об окружающей среде. Так, в Петербурге уверены: электротранспорт обладает наибольшим потенциалом для развития и обеспечения транспортной доступности, а сохранившаяся контактная сеть дает возможность развивать его с минимальными – в масштабах города, конечно  – затратами. О будущем петербургских  трамваев и троллейбусов корреспондент газеты «Мой район. Санкт-Петербург» поговорила с директором ГУП «Горэлектротранс» Василием Остряковым.

— Василий Андреевич, часто ли Вы сами как пассажир пользуетесь общественным транспортом? В каких случаях?

 

 — Почти каждый день на работу я езжу на троллейбусе. И в течение рабочего времени при первой же возможности пользуюсь общественным транспортом, и на метро тоже часто добираюсь до работы - поэтому вижу транспорт всегда.  Когда иду от «Электросилы» через Московский проспект, где есть и  трамвай, и троллейбус - обязательно что-нибудь подмечаю и пишу СМСки директорам парков и руководителям служб.

 

— Вы – почетный железнодорожник, в прошлом году отметили пятилетку на посту директора «городской железной дороги» - Горэлектротранса. Какие вехи на этом пути можете отметить?

 

— В первую очередь развитие маршрутной сети: это сеть электробусов с динамической подзарядкой в Приморском и Красносельском районах и в центре; возвращение трамвая на Троицкий мост; новые троллейбусные маршруты на юге города №№32 и 44, востребованные пассажирами. Возобновлена работа Василеостровского трамвайного парка, который в разные годы оказывался на грани ликвидации. Радует, что более ухоженным и чистым стал подвижной состав, почти в каждом парке мы установили современные моечные комплексы.

 

За пять лет  заработная плата на предприятии выросла на 90%. В 2012 году, в том числе, и из-за низкого уровня оплаты труда, мы столкнулись с оттоком кадров основных профессий, в частности, водителей. Эту проблему удалось решить. Сейчас средняя зарплата значительно приблизилась к среднегородской. У нас хороший коллектив. Работников городского электрического транспорта всегда отличало особое отношение к своему делу: большинство из них любят свою работу, уважают её. И моя задача поддерживать это чувство, тогда оно передастся и нашим пассажирам.

 

— А что думают об этих успехах на международном уровне? Какие международные транспортные сообщества признают авторитет Петербурга?

 

— Если мы говорим о работе электротранспорта в России и странах бывшего СССР, то, конечно, важную объединяющую и поддерживающую функцию выполняет Международная Ассоциация  предприятий городского электрического транспорта. Опыт Санкт-Петербурга, безусловно,  уважают и признают, по уровню развития электротранспорта мы находимся на втором месте после Москвы. Но столица опережает всех, поэтому Петербург ближе для других городов. У нас общие проблемы: много старого подвижного состава, в депо есть свои недостатки по состоянию зданий,  по станкам, по оборудованию. Поэтому диалог всегда интересен. С членами МАП ГЭТ наши специалисты и руководители служб встречаются 3-4 раза в год на совместных мероприятиях, учатся, обмениваются опытом, также  мы посещаем эксплуатационные и ремонтные предприятия.

 

Можете привести примеры такого полезного сотрудничества?

 

— В прошлом году в Краснодаре нам показали машину для шлифовки путей, которую наши коллеги сделали сами. Импортные аналоги стоят очень дорого. В Петербурге работает рельсошлифовальная машина, разработанная специалистами из Нижнего Новгорода. Старая техника (которая есть на нашем предприятии) работает по принципу рубанка и значительно уступает новой в производительности. Технология разная, но смысл в том, чтобы убрать волнообразный износ путей, из-за которого возникает тряска во время поездки по рельсам. То есть речь идет о несерийных образцах машин и механизмов для обслуживания трамвайных путей, крайне необходимых и эффективных.

 

— А чему коллеги из других городов могут поучиться у нас?

 

— Новинка парка подвижного состава Горэлектротранса — троллейбус с увеличенным автономным ходом или, профессиональное название, электробус с динамической подзарядкой. Мы запустили сразу несколько маршрутов, такой большой сети инновационных троллейбусов нет ни в одном городе мира. Это направление развито в Польше, Германии, Чехии, Китае, но именно Петербург первым системно подошёл к внедрению нового вида транспорта, и наша практика интересна всем: как реагирует контактная и кабельная сеть, могут ли действующие мощности подстанций обеспечить зарядку при движении электробусов после работы в автономном режиме.  

 

Недавно мы представили доклад о работе нового транспорта на заседании Троллейбусного комитета Международного союза общественного транспорта (В.А. Остряков – председатель Троллейбусного комитета МСОТ — МР). Конференция проходила в чешском городе Пльзень, где активно используются троллейбусы с увеличенным автономным ходом, с участием Германии, Австрии, Швейцарии, Польши, Украины, Болгарии, Италии, Франции. Тезисы из доклада Горэлектротранса среди прочих войдут в специальное издание МСОТ о троллейбусных системах мира. Было очень много докладов специалистов из других стран, рабочая встреча длилась 9 часов!

Нас также приглашают поделиться опытом в Индию, где планируют закупку электробусов с динамической подзарядкой.

 

— То есть электротранспорт — это опять мировой тренд?

 

— Закрытие троллейбусных линий - это сиюминутное решение, связанное с непониманием роли электротранспорта в развитии городов и сохранении окружающей среды. Сейчас мир живет электробусами. Все поняли, что это гораздо дешевле: построить троллейбусную линию условно на километр, и ещё на километр использовать возможности автономного хода. Россия одна из немногих стран, где не просто сохранилась, а эксплуатируется троллейбусная сеть. При активной позиции нефтегазового сектора электротранспорту тяжело выжить. Но если думать о будущем городов, его неизбежно придётся развивать. Люди отдают предпочтение трамваям и троллейбусам за плавность, экологичность, чистоту. Меняются технологии, сменяются поколения, но электротранспорт уже на протяжении века остается признаком современных успешных городов. 

 

Если бы в регионах  власти уделяли столько же внимания электротранспорту, как в Москве и Петербурге, он бы показал свои реальные возможности и эффективность. Конечно, долгое время в него не вкладывались деньги и нужны капитальные затраты на восстановление инфраструктуры, но впоследствии его эксплуатация обойдется гораздо дешевле.

 

— Сейчас в Петербурге уже 115 электробусов с динамической подзарядкой. Почему мы предпочли отечественные машины, а не импортные?

 

— Наш приоритет — обновлять подвижной состав. Критерием выбора является не страна производитель, а качество транспорта, соответствие требованиям города, инновационные решения. В конкурсе Комитета по транспорту выиграл производитель, который поставил часть своих и 25 белорусских машин завода «Белкоммунмаш».

 

— А что Вы считаете важными инновациями?

 

— То, что удобно для пассажиров: система «Говорящий город», wi-fi, USB-разъемы для зарядки телефонов, система адресного открывания дверей. Также система кондиционирования салона и кабины водителя.

 

— Что еще необходимо внедрить в ближайшее время?

 

— Главные задачи сейчас – обновить парк подвижного состава и привести в порядок всю нашу инфраструктуру: пути, контактную сеть, подстанции. Для этих целей разработана специальная программа, в соответствии с которой мы будем строить свою работу в ближайшее время. Это основное.

 

— Многие руководители любят устраивать внезапные проверки своим сотрудникам, применяете ли вы такую практику? Почему?

 

— Любви к внезапным проверкам у меня нет, но я предпочитаю всё видеть своими глазами. А для более объективной оценки у нас существует целая система: участники движения контролируют работу нашего транспорта через прямую линию по вопросам соблюдения водителями ПДД; также есть своё Контрольно-ревизионное управление, определяющее соответствие работы трамвайных и троллейбусных маршрутов  действующим законам  и правилам. Для объективности у каждого проверяющего на груди висит видеокамера. Кроме того, у нас работает  прямая линия «работник-руководитель»: при необходимости, по любому производственному вопросу, можно обратиться непосредственно ко мне.

 

— Помечтаем, какими будут трамваи и троллейбусы в Петербурге будущего? Как будет организовано движение общественного транспорта?

 

— Интересное направление - транспорт на водородном топливе. В качестве побочного продукта образуется только вода, воздействие на окружающую среду сводится к нулю. В Китае уже есть такие образцы. Подобный топливный элемент, работающий на водороде,  изготовлен нашим  ЦНИИ СЭТ (филиал Крыловского государственного научного центра – МР), он демонстрировался на выставке SmartTRANSPORT-2016 на стенде петербургского Горэлектротранса.

 

Также отмечу автономный или беспилотный транспорт.  Во многих аэропортах есть так называемые  горизонтальные лифты – поезда без управления машинистом. Сейчас активно испытывают автономные электробусы. Все мировые производители такие машины делают, и это тоже наше будущее. Например, чем отличается электрический транспорт от газомоторного? Электрический легко может курсировать внутри помещений, что при всей экологичности газомоторного топлива невозможно.

Протокол Правления от 25 июня.

Ответ Минтранса о поддержке предприятий ГЭТ РФ.

Обращение к председателю Правительства РФ о поддержке предприятий ГЭТ РФ.

Обращение Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.

ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ИНФРАСТРУКТУРЕ.

Обращение к первому вице-премьеру Правительства РФ Белоусову А.Р.

Мероприятия 2020 года.

Размер членских взносов за 2020 год.

Информационное сообщение Декабрь 2019.

Итоговое собрание 2019.

Информационное сообщение МАП ГЭТ.

Презентация Минтранса "О государственной политике в сфере городских пассажирских перевозок и развития электрического транспорта в городских агломерациях".

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Минтранс. Проект ПТЭ.