01.12.2011 г.
Волгоград: открыта вторая очередь скоростного трамвая!

В присутствии вице-премьера РФ Виктора Зубкова, губернатора Волгоградской области Анатолия Бровко и генерального директора МУП «Метроэлектротранс» Николая Жукова состоялось торжественное открытие Второй очереди скоростного трамвая в составе трех подземных станций - Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка.

Открытия второй очереди ждали с 1984 года, когда впервые в СССР в Волгограде был открыт участок линии трамвая с подземными станциями (Площадь Ленина, Комсомольская и Пионерская). Сегодня в России эта трамвайная система - единственная, в которой имеется подземный участок, в то время как в мире подземные участки трамвайных линий широко используются в десятках городов для преодоления узких мест уличной сети, в которых прохождение линии по поверхности не обеспечит достаточную скорость и надежность сообщения.

Протяженность нового подземного участка - 3,8 км (в двухпутном исчислении). Важная техническая особенность линии - оборот подвижного состава в тупиках и выход пассажиров на левую сторону подвижного состава на островные платформы. Применение островных платформ в ряде случаев является более удобным для пассажиров, а оборот в тупиках позволил сэкономить значительные средства по сравнению с организацией подземных оборотных колец. Все это подсказывает экономичность и удобство использования линий и подвижного состава челночного типа аналогично опыту метрополитена: островные платформы и оборотные тупики экономят городскую землю и позволяют проводить развитие линий короткими участками без необходимости поиска участков для колец. Возможность использования новой технологии оборота подвижного состава обеспечена вагонами 71-154 производства ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод».

Завершение строительства линии было бы невозможно без финансовой поддержки из федерального бюджета. Практика совместного финансирования из бюджетов трех уровней (местный - региональный - федеральный) является классической для всех стран, в которых транспортные системы городов стабильно развиваются и обеспечивают высокое качество обслуживания (Германия, Франция, Испания, США, Канада и др.). К сожалению, в России эта система финансирования распространяется только на метрополитены и подземные участки скоростных трамвайных линий, тогда как наиболее эффективным является именно наземное прохождение линий с отдельными подземными "вставками". Скудное финансирование из федерального бюджета направляется на наименее эффективные "тоннельные" варианты, в то время как варианты развития наземных и надземных линий ЛРТ остаются вовсе без финансовой поддержки. Результат - мизерное развитие трамвайных линий России за последние 20 лет, совершенно не сопоставимое с бумом развития трамвая на всех континентах, где трамвай заново открыт более чем в 130 городах.

В соответствии с передовым зарубежным опытом, пассажир не должен совершать неудобные пересадки с "наземного" на "подземный" трамвай и тем более переплачивать за единую поездку, что может быть с легкостью обеспечено в Волгограде - "обычный" трамвай с городской улицы въезжает в тоннель и становится "скоростным". В единстве системы и состоит залог успеха систем ЛРТ по сравнению с традиционными для СССР раздельными системами метро/автобус с неизбежной и неудобной пересадкой, отталкивающей пассажиров.

Пожелаем Волгоградскому трамваю дальнейшего успешного развития технологии легкого рельсового транспорта - как единой системы скоростных и обычных трамвайных линий.