30.04.2012 г.
Ногинский трамвай возрождается!
Сегодня, 30 апреля, в 9 часов утра, после 13 месяцев остановки движения и неопределенности в судьбе трамвайного предприятия, впервые осуществлено движение трамвая - пока что в техническом режиме.

В настоящее время в предприятии имеется 6 вагонов, на ходу - только 4 вагона. Техническое движение проводится только на участке от Истомкино (депо) до Захарово (разворотный треугольник); на оставшихся участках движение невозможно из-за аварийного состояния пути и контактной сети.

Ногинский трамвай возобновил движениеФото: Юрий Аралов, 30.04.2012

Движение трамвая было приостановлено с 1 апреля 2011 года правительством Московской области в связи с "убыточностью" трамвайного предприятия.

Основной причиной ухудшения состояния трамвая стало плохо составленное расписание движения: в плановом порядке простои на разъездах с пассажирами составляли по 20 минут. В такой ситуации практически все платежеспособные пассажиры переориентировались на коммерческие автобусные маршруты, и трамвай остался без пассажиров. Низкий уровень доходов привел к сокращению численности исправного подвижного состава, увеличению интервалов движения до 40 минут и дальнейшему падению пассажиропотока.

Движение по одному пути с разъездами в мире не является причиной низкого качества трамвайного сообщения. Не только исторические сети в Германии, но и некоторые современные линии ЛРТ (например, в США) работают на однопутных участках с разъездами. Это позволяет существенно сократить расходы на содержание и ремонт пути. При качественно составленном расписании, надежном подвижном составе и оперативной ликвидации задержек пассажиры не ощущают никаких отличий от двухпутного движения, т.к. разъезды происходят без задержки движения. К сожалению, составители расписания ногинского трамвая не придали значения качеству обслуживания пассажиров, что и послужило причиной остановки предприятия.

В то же время, трамвай является легендой и символом города Ногинска. Он был открыт первым в советской России - 2 марта 1924 года. Открытие трамвая описано в романе "Двенадцать стульев". Лишь два города Московской области обладают трамвайным сообщением. Наконец, линия трамвая является полностью однопутной, опоры контактной сети - деревянными с оригинальными консолями, что создает неповторимый шарм и придает Ногинску неповторимый облик.

Снижение качества работы ногинского трамвая вызывало периодические разговоры о его возможном закрытии, однако, учитывая особый статус трамвая и его значение для города, всякий раз изыскивались средства на поддержание работы трамвая. В 2008 году был проведен капитальный ремонт пути на участке от Истомкино до пл. Бугрова.

Длительное время трамвай находился в составе ГУП "Мособлэлектротранс" (головным подразделением которого является успешное трамвайное предприятие г. Коломны). Для спасения ногинского трамвая глава Ногинского района Владимир Лаптев и Глава Ногинска Владимир Хватов предложили передать предприятие в собственность муниципалитета, что и было проведено в период с 1 апреля 2011 года. В начале апреля 2012 г. начался ремонт вагонов и подготовка к возобновлению движения.

Трамвай в Ногинске может возродиться не только как туристический объект, но и как полноценный вид транспорта, о чем говорит опыт ряда зарубежных трамвайных городов с численностью населения до 100 тыс. жителей. Залогом успеха возрождения трамвая является ориентация на качество сервиса, которое может быть обеспечено даже при сравнительно скромных финансовых вливаниях. Прежде всего, трамваю необходимо тактовое расписание (с интервалом движения ровно 20 минут в течение всего дня, что возможно на укороченном участке при наличии 3 вагонов в движении) без задержек на разъездах, которое позволит пассажирам четко планировать свое время. Установление такого расписания потребует восстановления некоторых разъездов, а его соблюдение может быть обеспечено при приоритетном реагировании ГИБДД на аварии, произошедшие на трамвайных путях.