22.10.2018 г.
Троллейбус и электробус

Зеленый - хит сезона

Zero-emission (отсутствие выбросов) – определение относится к двигателям, или другим источникам энергии транспортных средств, которые не выделяют веществ загрязняющих атмосферу и окружающую среду.


Источник: ЗАО "Тролза".

Во многих странах мира zero-emission тренд набирает все новые обороты, города повсеместно отказываются от использования дизельного топлива в пользу возобновляемых и экологически чистых источников энергии, таких как электричество.

Общественное сознание постепенно отдаляется от потребительского отношения к окружающей среде. Этот тренд распространился и на систему общественного транспорта.

Сегодня, во всем мире растет популярность таких классических элементов системы общественного транспорта как трамвай и троллейбус, а также машины нового типа – электробуса. Последнее обстоятельство стало возможно благодаря технологическому прогрессу в области производства литиевых батарей.

Появление компактных и экономичных литиевых батарей высокой емкости ознаменовало переход электробусов от концептуальной стадии до начала массового производства.

Россия является одним из лидеров по производству электробусов. По итогам реализации электробусов всех типов в 2017 г. Россия заняла третье место в мире, уступив лишь Китаю и Нидерландам.[1]

Эксперты выделяют множество достоинств электробусов. Они могут помочь предотвратить выбросы парниковых газов, загрязнение окружающей среды, а также они практически бесшумны.[2]

Дело семантики

В последнее время в российских СМИ уделяют особое внимание электрическому общественному транспорту, в том числе электробусам. Активно ведется дискуссия, обсуждаются плюсы и минусы различных типов электробусов. Пожалуй, одним из наиболее обсуждаемых вопросов в рамках этой темы является разграничение понятий троллейбус с автономным ходом и электробус с динамической подзарядкой. С одной стороны, эти машины имеют специфические черты и принципы работы, присущие троллейбусам. С другой стороны, запас хода литиевых батарей вполне позволяет проезжать весь маршрут без использования троллей.

Компания Тролза придерживается следующего подхода:

Машины, оснащенные обычными батареями (щелочные, либо свинцово-кислотные), имеющие автономный ход до 2 километров, с ограничениями по потреблению энергии и скорости перемещения – троллейбусы. Несмотря на все ограничения, такого автономного хода как правило достаточно в различных экстренных ситуациях.

Машины, оснащенные литий-ионными батареями с дальностью автономного хода от 5 километров и выше, без ограничений по потреблению и скорости движения, с возможностью подзарядки батарей в процессе движения – электробусы с динамической подзарядкой.

Отметим, что в отдельных англоязычных источниках выделяют несколько видов электробусов по типу зарядки[3]:

IMC (англ. In-Motion Charging — «зарядка в движении» или «динамическая подзарядка») — система зарядки, при которой электробус заряжается по мере движения по маршруту.

Overnight (англ. «ночная зарядка») — электробус заряжается в специально оборудованным зарядным устройством боксе на протяжении ночи.

Flash (англ. «мгновенная зарядка») — электробус заряжается во время остановок.

Две последние категории, в свою очередь, объединены в одну группу – Standstill (англ. «на месте»).

П Позитивная динамика

Чем IMC отличается от других типов зарядки?

Главное отличие – возможность заряжаться в движении, без остановок и дополнительной инфраструктуры.

Центральным элементом системы IMC является контактная сеть, от которой и происходит зарядка электробуса.

IMC электробус может работать во всех городах, где существует троллейбусная сеть, благодаря универсальной и доступной системе зарядки.

Преимущества электробусов с динамической подзарядкой по сравнению с другими типами электробусов:

1) Универсальная и доступная система зарядки.

России в наследство от Советского Союза досталась одна из самых развитых троллейбусных систем в мире. Большинство крупнейших городов имеют действующую контактную сеть. А значит, в каждом из них может работать электробус с динамической подзарядкой.

2) Инфраструктура.

Контактная сеть отличается высокой надежностью и эффективностью и в будущем может быть использована для зарядки всех видов электрического транспорта. Электробусы с динамической подзарядкой также не требуют строительства такой дорогостоящей дополнительной инфраструктуры как зарядные станции.

3) Время для подзарядки на маршруте.

Электробус с динамической подзарядкой не требует дополнительного времени на зарядку.

4) Высокая экономическая эффективность эксплуатации.

Стоимость электробусов с динамической подзарядкой меньше, и они не требуют дополнительного времени на зарядку. Это позволяет задействовать большее количество машин на маршруте, чем при других типах зарядки. В сравнении с другими видами электробусов, электробусы с динамической подзарядкой являются самыми экономичными на загруженных маршрутах.[4]

5) Большой опыт производства и эксплуатации.

В настоящее время в России налажено серийное производство и накоплен большой опыт эксплуатации электробусов с динамической подзарядкой.[5]

Ссылки:

[1] Константин Климов, «Мегаполисы» для мегаполисов, Грузовик Пресс, № 9, 2018

[2] Fabian Bergk, Kirsten Biemann, Udo Lambrecht, Prof. Dr. Ralph Pütz and Hubert Landinger, Potential of In-Motion Charging Buses for the Electrification of Urban Bus Lines, Journal of Earth Sciences and Geotechnical Engineering, vol.6, no. 4, 2016, 347-362

[3] Erik Lenz, Electric Bus with IMC from Kiepe Electric: Reliable, simple and more cost-effective, Fachmagazin V+T, editions 8+9, 2017

[4] Erik Lenz, Electric Bus with IMC from Kiepe Electric: Reliable, simple and more cost-effective, Fachmagazin V+T, editions 8+9, 2017

[5] Юлия Фёдорова, Экология, Экономия и Электробусы: Решения для городского транспорта, Инновации транспорта, №3-4(29-30), 2017