14.11.2018 г.
Комсомольск-на-Амуре: вместо «Трамвайного управления» — автобусный маршрут

В год 100-летия комсомола, в названном в честь него Комсомольске-на-Амуре столь же быстрыми темпами, как в своё время строился город, ликвидируется трамвайное движение. Главный «подарок» горожане получили в день 61-й годовщины запуска трамвайного движения.

Источник: Транспорт в России.

Поздравлять не с чем

6 ноября 1957 года открылось движение трамваев по первой линии трамвая Комсомольска-на-Амуре от завода «Амурсталь» до посёлка Мылки. Спустя ровно 61 год – 6 ноября 2018 года администрацией города подписано постановление № 2438-па «О прекращении хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Трамвайное управление" (ул. Вокзальная, 24) и осуществлении мер по его ликвидации».

Движение трамваев в городе остановилось чуть больше месяца назад. С 1 октября выход вагонов на городские маршруты прекращён из-за аварийного состояния путепровода, находящегося невдалеке от трамвайного депо. Полугодием раньше, с 1 апреля закрыта проработавшая 56,5 лет линия трамвая от площади Металлургов до посёлка Дзёмги. Уже летом большая часть путей была демонтирована. Более полувека линия была самой восточной в стране.

Однако, несмотря на отсутствие работы, само трамвайное предприятие с принадлежащим ему имуществом ещё осталось.  Остались у него и сотрудники, отправленные в вынужденный отпуск с сохранением 2/3 заработной платы. Они будут окончательно уволены с нынешнего места работы к 9 января. Поэтому в конце октября их уже было не с чем поздравлять: традиционное поздравление от главы города в адрес работников автомобильного и городского пассажирского транспорта в честь их профессионального праздника не содержало ни слова о проблемных трамваях.

А свой главный «подарок» электротранспортники получили 6 ноября в виде подписанного постановления о ликвидации предприятия. Документ увязывает событие с «ростом убытков, отсутствием перспектив улучшения его финансово-хозяйственного состояния». Администрации города предписано обеспечить сохранность объектов недвижимости ликвидируемого предприятия до принятия решения о его дальнейшем использовании.

Как успешно войти в долги и не выходить обратно

Решение о ликвидации МУП «Трамвайное управление» принято по обращению налоговой службы. В этом году удалось избежать признания предприятия банкротом, что пока позволяет сохранить в муниципальной собственности имущество предприятия. Но заниматься операционной деятельностью уже нереально, так как кредиторская задолженность предприятия — около 16 млн. рублей. Ещё около 2,5 млн руб. требуется на ремонт аварийного путепровода.

В собственности трамвайного предприятия 16 вагонов и 37 км трамвайных путей. Задолженность по налогам и сборам планируется погасить за счет продажи трамвайного пути от пл. Володарского до железнодорожного вокзала, где до 1 октября этого года проходили трассы маршрутов №№ 1 и 2, а до 1 февраля 2017 года – также маршрута № 5. После ликвидации МУП на его базе планируется создать новое предприятие общественного транспорта, сообщает сайт администрации города. Оно может заниматься как трамвайными, так и автобусными перевозками.

Финансовые проблемы, в итоге обескровившие «Трамвайное управление», начались в 2010-2012 годах. Тогда за перевозку льготников по региональной мере социальной поддержки (единым проездным билетам) транспортники недополучили 177 млн руб. – сумму, на порядок превышающую те финансовые обременения, которые стали непосильной ношей для них сейчас. Судебные разбирательства в региональном арбитраже по этому поводу продолжались несколько лет.

Полученный в 2014 году вердикт, желанный для «Трамвайного управления», при пересмотре дела в 2015 году был изменён на противоположный. Более 9,2 млн руб., которые транспортники успели получить от Минфина России в счёт перевозки федеральных льготников в 2012 году в промежутке между двумя судебными событиями, с поворотом судебного решения подлежали возвращению назад, что ухудшило и без того неудачное финансовое положение предприятия.

Автобусы вместо трамвая

Когда 1 октября три трамвайных маршрута №№ 1, 2, 3 перестали обслуживаться, выяснилось, что многочисленные автобусные линии города позволяют без особых проблем заменить закрытое трамвайное сообщение по маршрутам №№ 1 и 2 – не нужно даже было изменять их трассы. Исключением стал только самый прямой маршрут № 3, аналога которому не нашлось. Спустя месяц жалоб горожан найдено решение и этого вопроса.

С 12 ноября по мотивам трамвайной «тройки» запускается автобусный маршрут № 34 «микрорайон Амурсталь – Набережная (Речной вокзал)» по улицам Павловского, Вагонной, Севастопольской, Вокзальной, проспекту Мира, Красногвардейской улице, Октябрьскому проспекту, Аллее Труда, проспекту Мира. Два автобуса одного из городских частных перевозчиков (ИП Андреев) будут работать на нём с 6:30 до 20:00 с интервалом около 50 мин. При повышении спроса количество машин обещают увеличить.

«Трамвайное управление» ликвидируется. Да здравствует трамвай?

Выйдут ли ещё трамваи на улицы Комсомольска-на-Амуре, или 30 сентября 2018 года навсегда останется последним днём работы самого восточной трамвайной сети России – этот вопрос ещё несколько месяцев, а то и лет может не иметь чёткого ответа.

Ликвидация юридического лица, выполнявшего трамвайные перевозки, не обязательно приведёт к окончанию истории трамвайного движения в Комсомольске-на-Амуре. Во многих российских городах на смену одному муниципальному предприятию с финансовым обременением приходило новой с чистой финансовой историей. Но, как правило, в таких ситуациях переход был более плавным, и трамвайные перевозки не прерывались. Пассажиры даже не успевали почувствовать смену вывески. В 2017 году такая «тихая революция» произошла в Хабаровске, где вместо МУП «ТТУ» трамваи и троллейбусы стало обслуживать новое МУП «ГЭТ».

Были и другие примеры «жизни после смерти» – к сожалению, недолгие. В подмосковном Ногинске трамвайное сообщение обеспечивало ГУП МО «Мособлэлектротранс», базирующееся в Коломне. Из-за разногласий с муниципалитетом хозяйство ногинского филиала передали в муниципальную собственность. После прекращения перевозок с 1 апреля 2011 года трамваи ещё несколько раз выходили на линию, пользуясь оставшейся инфраструктурой.

Но администрация Ногинска так и не создала муниципальную транспортную компанию для выполнения трамвайных перевозок – полученную в городскую собственность инфраструктуру отдавали в аренду (концессию) одному из городских частных перевозчиков. За два с небольшим года агонии трамваи с помощью такого способа управления перевозками ходили в общей сложности чуть больше двух месяцев. После 11 июня 2013 года регулярное движение вагонов окончательно было прекращено, а летом 2018 года в центре Ногинска были демонтированы трамвайные пути.

Павел Яблоков