22.11.2018 г.
Как изменился московский трамвай при Собянине (спойлер: почти никак)

Когда мэр Москвы Сергей Собянин пришёл к власти в 2010 году, он почти сразу же дал понять, что намерен модернизировать и развивать столичную систему общественного транспорта. Да, за это время было построено немало станций метро, было открыто МЦК, но успехам сопутствовал ряд вредных проектов. Например, именно при Собянине был уничтожен троллейбус в центре Москвы – теперь его пытаются заменить электробусами.

Большое внимание уделялось и развитию московского трамвая. Но, как оказалось, только на словах. "Городские проекты" подсчитали, что за время правления Собянина власти Москвы заявили о строительстве и восстановлении 14 трамвайных линий. Из них была построена только одна – та, что на площади Тверской Заставы. Кроме того, восстановлено 17% линии на Ленинградке и Волоколамке. Все остальные проекты либо отменены на каком-то этапе, либо зависли на неопределённый срок
О том, как же так вышло, рассказывает Максим Кац:

Источник:  https://varlamov.ru/3187108.html

 

Преамбула
Процесс строительства трамвайной линии состоит из множества этапов. Предварительное согласование и одобрение линии, подготовка градостроительной документации, вынос на публичные слушания и прохождение их, конкурс на проектирование, проектирование, согласование с балансодержателями коммуникаций, экспертиза, внесение в АИП, конкурс на строительство и, наконец, строительство. Все эти этапы контролирует Стройкомплекс.

На каждом из этих этапов проект может "случайно" встретить "непреодолимое" препятствие или просто зависнуть на много лет. Сама по себе отдельная неприятность с отдельным проектом ничего не значит. Допустим, пришёл на конкурс какой-то стрёмный проектировщик из-за небрежно написанной конкурсной документации, три года проектировал, ничего не спроектировал, обанкротился, ещё два года вы с ним судитесь. Или вдруг какая-то совершенно непереносимая коммуникация найдётся. Или на публичные слушания придут необычайно слаженной группой местные жители. Или пока думали о трамвае за 10 миллиардов, в его коридоре уже строят метро за 50. Или префект округа внезапно против проекта мэрии настолько, что прям хоть увольняй его, а он не согласится! Или просто у нас лапки, и несколько лет проект просто лежит, а потом "ой, он уже устарел, надо делать новый, а кто же нам повторно даст денег". Все совпадения с реальными проектами случайны :)

Проблема в том, что буквально с каждым трамвайным проектом, который "пытается" реализовать Стройкомплекс, что-то такое случается. Единственное объяснение этому – Стройкомплекс совершенно сознательно занимается саботажем, срывая или безумно затягивая любой проект.

Единственная трамвайная линия, построенная за последние 35 лет, – продление с Лесной на Тверскую Заставу – была построена силами комплекса ЖКХиБ менее чем за год. От Стройкомплекса там зависел только один этап – выдача ГПЗУ. И, несмотря на яростное сопротивление, не выполнить прямое указание Собянина на выдачу ГПЗУ они не смогли, хотя и пытались.

Строительство

Давайте вернёмся в 2006 год. Осень, середина второго срока Путина, доллар меньше 27 рублей, а мэр Москвы Юрий Лужков подписывает Распоряжение № 2188-РП "О реализации комплекса организационных мероприятий для подготовки обеспечения создания и развития пассажирской Транспортной системы скоростного трамвая в городе Москве". Наверное, это первое упоминание скоростного трамвая в московских официальных документах. Спустя где-то полгода для реализации этого распоряжения было создано ОАО "Городская транспортная система скоростного трамвая" (далее – ГТССТ).

На своём сайте ГТССТ обнародовала и планы строительства скоростного трамвая в Москве, и даже привела полное описание того, какими должны быть станции, вагоны и как должна проходить оплата проезда. Для повышения скорости трамвая уже тогда предлагалось отказаться от турникетов в салоне и переместить их на станции. Так куда же должен был прийти трамвай? В первую очередь планировалось пустить трамвай из Перово в Ивановское. Впоследствии сеть скоростных трамвайных маршрутов должна была охватить всю Москву, включая такие линии, как метро "Университет" – метро "Сокол" – метро "Бабушкинская", линия через Гольяново и Ивановское в Новогиреево и даже трамвай через Химки в Куркино.

Что произошло с этими предложениями? В 2009 году было объявлено, что первую линию трамвая, в Ивановское, построят в 2011-м. Однако для реализации этого проекта ничего не было сделано. В октябре 2010 года мэром Москвы стал Сергей Собянин. Почти сразу же он заявил, что развитие трамвая должно стать приоритетным для Москвы. Что-то изменилось?

5 апреля 2011 года Собянин подписал распоряжение №250-РП, из которого мы узнали о новых планах строительства линий скоростного трамвая в Москве. Тогда было определено 5 линий первой очереди:

– линия в пос. Северный, с продлением по хорде Лианозово – Алтуфьево – Медведково;

– строительство линий в Гольяново и Ивановское;

– строительство линий в Бирюлёво Восточное и Западное;

– объединение трамвайных сетей благодаря строительству линии по ул. Академика Королёва.

Тогда эти проекты были шагом к развитию транспортной системы города, буквально – шагом в будущее. Была надежда, что теперь и возьмутся за начатое ранее, и добавят к этому новые проекты. Кто бы мог подумать, что спустя какое-то время каждое предложение просто уберут в стол. Давайте проследим их историю развития.

Для начала – важное лирическое отступление. По информации "Ведомостей", перед назначением Максима Ликсутова главой московского Дептранса связанные с ним структуры приобрели ГТССТ и ОАО "Московские монорельсовые дороги", о деятельности которого понятно из названия. Подразумевалось, что именно ГТССТ возьмётся за новые линии скоростного трамвая, хотя в ведомстве Ликсутова это отрицали.

Спустя полтора года после публикации планов о строительстве новых линий Депстрой объявил, что к 2014 году будет запущена линия в посёлок Северный. Тогда были названы и возможные остановки, и причина, почему там построят именно линию скоростного трамвая: метро туда проводить не планировалось.

В 2017 году тот же Депстрой пообещал жителям севера столицы уже не только трамвай, но и метро. По проекту, в Лианозово к 2020 году появится станция метро и ТПУ, куда будет приходить скоростной трамвай. По состоянию на 2018 год в посёлок Северный провели полуэкспрессный маршрут автобуса №909, трассировка которого повторяет планировавшуюся изначально трассировку скоростного трамвая.

Обещанный трамвай в нескольких районах на востоке Москвы ждут дольше, чем где бы то ни было. Однако никакие проекты и предложения не приводят к видимым результатам. В 2013 году было объявлено о начале поиска участка под строительство скоростного трамвая, но всего спустя год власти буквально признали, что не знают, как оборудовать линию в Гольяново так, чтобы не затронуть парк Лосиный Остров. С тех пор ничего не изменилось.

С линией в Ивановское (и возможным дальнейшим продлением в Балашиху) случилось буквально следующее: вместо неё на шоссе Энтузиастов затеяли реконструкцию ради автомобилей. И уже 10 лет там обещают, что вот-вот скоро начнут что-то делать, но воз и ныне там. В 2011 году сообщалось, что через 3 года его запустят. В 2014-м ничего не произошло. Последние сообщения датируются 2016 годом, но теперь сказали, что через 3 года линию только начнут строить! Сейчас заканчивается 2018 год, ждём, что им удастся начать в следующем году.

Ещё два района, которые ждут не дождутся трамвая, – два Бирюлёва, Восточное и Западное. Проект строительства был утверждён ещё в 2014 году. Как утверждает сайт мэрии, он даже учёл результаты замечания жителей Бирюлёва Западного. Была ли начата стройка? Нет. Пообсуждали-пообсуждали, да и отложили на 2 года. В 2016 году власти заявили, что уже в 2018-м линия будет открыта. Но и тут ничего не произошло: в конце прошлого года Депстрой перенёс сроки открытия на 2020 год, а заодно и побаловал нас схемой будущего расположения линии.

Ещё один масштабный проект, о котором говорят с 2011 года – замена монорельса трамваем. О монорельсе ещё в 2013 году Горпроекты беседовали с Вуканом Вучиком, а какие-то конкретные планы начали появляться в 2015 году, когда, по сообщению портала tr.ru, "на портале госзакупок было размещено объявление о конкурсе по разработке проекта развития Московской монорельсовой транспортной системы, которым, по сути, предусматривалась её ликвидация". Конкурс состоялся, но о разработанных предпроектных решениях широкая публика так и не узнала. А в 2017 году обсуждение началось снова. С тех пор раз в 3 месяца стабильно вбрасываются новости, что власти продумывают замену монорельса трамваем, но, как вы уже, наверное, догадались, окончательное решение ещё не принято.

Это далеко не все планы строительства новых линий. Были и другие идеи и обещания таких нужных трамвайных линий: связка между Комсомольской площадью и метро "Чистые пруды" по проспекту Сахарова и Мясницкой, линия по Ярославскому шоссе, заезд к станции МЦК "Измайлово", строительство линии по Ленинскому проспекту (помните, мы ещё в 2012 году предлагали?). Все эти проекты также находятся на стадии "заглохли".

Восстановление

Но линии не только не строили. Помимо проектов и планов строительства, власти несколько раз озвучивали планы по восстановлению старых линий – где-то зарытых в асфальт, где-то полностью снятых. Так они хотели показать, что хотят исправить ошибки прошлого. Результат получился идентичный.

Взять, например, Ленинградский проспект. Перед масштабной реконструкцией там были сняты трамвайные рельсы. Сначала, в конце 2004 года, ради развязки с Третьим кольцом, а затем – чтобы было место для 19-полосной (в некоторых местах) магистрали. Оставим вне данного текста необходимость в ней. Главное – закрытие линии на Ленинградке было временным, как следует из ответа Дептранса на запрос Максима Каца в 2012 году. Однако этому временному закрытию скоро исполнится 14 лет – впрочем, нет ничего более постоянного, чем временное. Невероятно, но небольшая часть обещаний, указанных в том ответе, уже готова – например, разворотное кольцо у Белорусского вокзала (пусть и не в начале Лесной улицы, но всё же).

Ещё один яркий пример того, как власти забили на восстановление линий, – это улицы Трифоновская, Гиляровского, а также проспект Мира. Про эти улицы чаще говорили в СМИ, но было и много обращений недовольных жителей: мол, автобусы полупустые, а для машин места не останется. Возможно, это и стало причиной медленного развития проекта восстановления, но, опять же, это не оправдание.

Помимо этого, были подготовлены проекты восстановления линий на Школьной и Госпитальной улицах. Они даже должны были быть готовы в 2016 году! Но закончился 2016 год, в 2017 году глава Дептранса Максим Ликсутов заявил, что проекты по Госпитальной готовы, а по Трифоновской и Гиляровского "скоро будут", однако по состоянию на 2018 год ничего не произошло.

Бонус: междугородний трамвай

Была и ещё одна идея от московских и подмосковных властей – соединить московскую северо-западную трамвайную сеть и ТЦ "Мега Химки". Изначально она должна была открыться в 2017 году. Ничего не произошло, только в 2015 году публике показали футуристичный подвесной монорельс. А в 2018 этим же подвесным монорельсом проиллюстрировали новость, в которой опять фигурирует скоростной трамвай. Но что бы там ни планировалось – монорельс или трамвай – пока это всего лишь планы.

Итог

Из всех этих проектов близки к завершению вот сколько: ни одного. Все они либо отменены на какой-то стадии, либо находятся в процессе отмены, либо затянуты настолько, что первый трамвай по этим линиям поедет не ранее чем через 10 лет. Конечно, если в городе не изменится подход к строительству трамвая.