31.01.2019 г.
Электробусы в России встречают прохладно

Мировым лидером по производству и использованию электробусов стал Китай. В этой стране замена автомобильного общественного транспорта на электрический позволит частично решить проблему загрязнения воздуха. В России электробусы в 2018 году начали курсировать по московским маршрутам, тогда как в других городах к этому виду транспорта только присматриваются. Эксперты говорят о дороговизне электробусов и эффективных систем обогрева салона. Этот фактор ограничивает их использование в странах с холодными зимами. К тому же замедляет развитие рынка электробусов зарождение сегмента электроприводов и аккумуляторных источников. 

Китай — мировой лидер по количеству электробусов 

Китай, по оценкам Mordor Intelligence Analysis, стал мировым лидером по использованию электробусов (более 55% мирового рынка). В 2016 году общий объем продаж электробусов составил почти 115,8 тыс. единиц. В 2017 году на китайском рынке было реализовано около 89,5 тыс. электробусов. Совокупно с 2011 года, по данным Mordor Intelligence Analysis, в Китае было реализовано 317 тыс. электробусов. В среднем, такой транспорт может проехать 300 км на одной полной зарядке. Электрические автобусы в Китае предназначены исключительно для коммерческого использования. Городские округа Сиань, Чанша и Шэньчжэнь в значительной степени внедрили электробусы. Считается, что в Шэньчжэне самый большой парк электромобилей в мире. Переход на электрические автобусы поможет стране решить растущую проблему загрязнения воздуха. 
По данным Bloomberg New Energy Finance, на Китай приходится 99% парка электробусов в мире, а именно более 385 тыс. по состоянию на 2017 год. Это 17% от всего автотранспорта в стране. Каждые пять недель в китайских городах появляется 9,5 тыс. электробусов с нулевыми выбросами. По подсчетам BNEF, на каждые 1000 автобусов, работающих на батареях, в день с рынка будет вытеснено около 500 баррелей дизельного топлива. К примеру, по всей Великобритании в 2017 году было 344 электрических и подключаемых гибридных автобусов.

Источник:  https://iot.ru/transportnaya-telematika/elektrobusy-v-rossii-i-mire

«Безусловно, электробусы нужны городам. Они экологически чисты (zero emission), практически бесшумны и способны обеспечить высокие экономические показатели. Благодаря современным электрическим системам, расход энергии у электробусов удалось снизить до 1 квтч / км. Легко посчитать разницу в себестоимости километра пробега, сравнив этот показатель с дизельными и даже газомоторными аналогами», – рассказывает Кирилл Урванцев, руководитель пресс-службы Volgabus.

Испытания для электробусов российской зимой 

Электробусы на регулярной основе работают Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах. Стоимость электробусов в два-три раза выше, чем у дизельного или газомоторного аналога, рассказывает Кирилл Урванцев. «Разумеется, позволить себе такую технику могут только регионы с солидным бюджетом. Кроме того, в случае покупки машин с быстрой зарядкой на маршруте, требуются серьезные вложения в инфраструктуру», – пояснил эксперт.

Также зимой проходят тесты электробусов, что позволит транспортным организациям рассмотреть целесообразность использования этого вида транспорта в условиях холодов.

В каких городах используют электробусы

Электробусы перевезли первый миллион москвичей

Первый электробус в Москве вышел на маршрут в сентябрепрошлого года. Этому предшествовал тендер «Мосгортранса» на поставку электробусов по заявленной стоимости 33 млн руб. Победителями торгов стали «КамАЗ» и ГАЗ. КамАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274 это основные модели закупаемого парка электробусов. В 2018 году «Мосгортранс» рассчитывал приобрести 300 электробусов. 22 января стало известно, что по дорогам столицы курсирует 40 электробусов, а ежедневно этим видом транспорта пользуется 20 тыс. человек.

 

С сентября 2018 года по январь 2019 года электробусы перевезли 1 млн пассажиров. Электробусы оснащены технологией быстрой зарядки. 15 минут подзарядки хватит на 80 км хода. В департаменте транспорта Москвы сообщали о смене дизельных автобусов на электрические. Планируемые темпы закупок составят 800 электробусов ежегодно. Уже к 2023 году департамент рассчитывает использовать в системе пассажирских перевозок 1,8 тыс. электробусов. 

Санкт-Петербург 

Первый электробус в северной столице вышел на маршрут в декабре 2017 года. В мае 2018 года ГУП «Горэлектротранс» закупил 115 электробусов Тролза-5265.08, Тролза-5265.02 и БКМ-32100D. По состоянию на конец 2018 года электробусы обслуживали семь маршрутов.

Казань 
Заместитель гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Ренат Залялов в ноябре 2018 года сообщал прессе, что электробус КамАЗ-6282 испытают на троллейбусном маршруте №3

Пермь 
В Перми в начале октября также запускали для тестовой эксплуатации электробус ООО «Волгабас». В ноябре представители городского департамента дорог и транспорта заявляли о успешном завершении испытаний. Пока о закупке речи не идет: чиновники оценивают затраты на содержание и обслуживание нового вида техники. В Перми зимой 2018 года планировалось бесплатно протестировать китайские электробусы Roshow Technology.

Ростов-на-Дону 
Первый электробус «КАМАЗ-6282» вышел на маршрут в октябре 2018 года. В январе 2019 года представители администрации города заявили о закупке 20 единиц троллейбусов и электробусов. 
Екатеринбург 
В октябре 2017 года в городе испытали электробус «Тролза». В администрации Екатеринбурга сообщали, что из-за нехватки финансирования не смогли приобрести электробусы к матчам ЧМ-2018. В городе разрабатывают инвестпрограмму для муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление». В рамках программы планируется приобрести 28 электробусов. Высокая стоимость основной барьер для для развития рынка электробусов. 

Климатический вопрос

Ни в одном российском городе пока нет успешного опыта эксплуатации электробусов на постоянных рейсовых маршрутах, даже в столице, полагает Михаил Якимов, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. По его словам, отсутствие массового использования электробусов в России не является показателем какой-то технологической отсталости.

«Даже в странах континентального и резко континентального климата, в Скандинавии, где средняя температура в январе -4°С, электробусы также не получили широкого распространения. В Перми, Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске – средняя температура существенно ниже. Причина заключается главным образом в климатических условиях. В условиях суровой зимы, когда температура воздуха может опускаться до -25°С и ниже, возникает проблема обогрева салона. На троллейбусах она решается установкой недорогих электрообогревателей. Однако ёмкость аккумуляторов не позволяет прибегнуть к такому же простому решению на электрических автобусах. Конечно,можно воспользоваться автономной системой обогрева на газовом или жидком топливе. Но тогда это полностью нивелирует экологическую эффективность электробуса», – рассказал Михаил Якимов. 

Как будет развиваться рынок электробусов

Топливо составляет основную часть эксплуатационных расходов любого транспортного средства. С увеличением стоимости топлива возрастает потребность в сокращении издержек. Использование электробусов для общественного транспорта значительно экономически выгодно в долгосрочной перспективе. Однако электроприводы и аккумуляторные источники питания находятся на зарождающейся стадии развития, это замедляет развитие рынка, который потенциально может расти с огромной скоростью, сообщали в марте 2018 года аналитики Mordor Intelligence Analysis.

В настоящее время примерно 2,5-3 млн обычных автобусов работают по всему миру. Ожидается, что они будут вытеснены с рынка в течение следующих восьми лет. На мировом рынке ежегодно будет происходить смена порядка 300 тыс. автобусов. В течение прогнозного периода (2018-2023 гг) мировой рынок электрических автобусов вырастет в среднем на 25%. К концу 2023 года рынок электробусов достигнет $90 млрд. Такой рост мирового рынка электрических автобусов объясняется ростом цен на топливо и ростом экологических проблем, отмечалось в исследовании Mordor Intelligence Analysis.

Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Япония, Индия) будет лидировать на мировом рынке электрических автобусов. К примеру, в Китае Министерство транспорта предоставляет производителям электромобилей субсидии и налоговые льготы для развития автобусного парка с низким уровнем выбросов. Поэтому к 2019 году 25% закупок электрических автобусов правительством КНР будет осуществляться с использованием технологии с нулевым уровнем выбросов. 

 

К барьерам для развития рынка аналитики относят высокую стоимость электрических автобусов. Они почти в 3-4 раза дороже, чем обычные автобусы с двигателями внутреннего сгорания и примерно в два раза дороже гибридных аналогов. Рынок электроприводов и аккумуляторных источников питания только зарождается, что также замедляет развитие рынка электробусов.

Ключевым фактором развития рынка электробусов в России стала государственная программа субсидирования закупки электробусов, согласно которой производитель предлагает скидку, которую затем компенсируют из бюджета. «Таким образом, электробусы становятся более конкурентоспособными по цене и востребованными. Еще один фактор роста интереса к электробусам - постоянное развитие технологий, а значит снижение как конечной цены, так и эксплуатационных издержек», – считает Кирилл Урванцев.

По словам Михаила Якимова, у электробусов на российском рынке большой потенциал. «Не совсем понятно, почему происходит тенденция замены одного электрического транспорта на другой (троллейбусы на электробусы). Гораздо логичным выглядел бы вариант замены части маршрутов обслуживаемых дизельными автобусами на электробусы и процесс этот целесообразно реализовывать постепенно по мере определения основных проблем в эксплуатации электрического транспорта в российских условиях», – полагает эксперт.