07.02.2019 г.
Почему не стоит убивать троллейбус

Отечественного человека очень волнуют геи и беженцы в Европе, дела Сирии и куда бы поставить свою машину во дворе. На фоне этих событий вопрос троллейбусного или автобусного сообщения в городе возникает лишь у единиц. Чаще всего жителям в целом и пассажиру в частности плевать на вид подвижного состава: автобус, троллейбус, электробус, маршрутка или трамвай – всё равно, лишь бы я быстро доехал и желательно сидя. Многие западные страны сталкиваются с гражданским сообществом и требованием чистого города, поэтому там вопрос запуска экологически чистого транспорта стал политическим, но это пока не про нас.

Выбор подвижного состава обычно определяется оператором и городом исходя из капитальных и операционных затрат, а также пассажиропотока. В теории, микроавтобусы не должны вывозить поток людей, который свойственен для трамвая, но практика многих городов куда проще и грустнее: что дешевле закупить, то и будем пускать. Поэтому старые троллейбусы списывают, а на их место пускают автобусы. Почему это неправильно?


Источник: https://gre4ark.livejournal.com/645852.html#cutid1

 

Плюсы троллейбуса

Троллейбус не нужно заправлять бензином или соляркой, поэтому он может работать на линии без перерыва при сменных водителях. При этом ему нужны контактная сеть, стрелки и подстанции – это стоит денег, но экономия на топливе, обычно, оправдывает это. Если срок жизни автобусов ограничен двигателем и трансмиссией, то у троллейбусов всё намного проще и долговечнее – обычно первым не выдерживает кузов. 

У троллейбуса нет выбросов на улице, что делает жизнь чище и тише. Это сложно заметить при раздолбанных тротуарах, уродливых панельках и пробках под окнами, но игнорировать эти плюсы нельзя. Сегодня всем плевать на экологию, а лет через тридцать все захотят меньше дышать дрянью и иметь здоровых детей.


Строить инфраструктуру для троллейбусов с нуля в застроенных районах сложно – подвод огромных электрокабелей к подстанциям требует знатного мазохизма. К счастью, в советское время был сделан большой задел.


Электробусы

Сегодня можно закупать троллейбусы-электробусы (электробусы с динамической зарядкой) – они дороже обычных троллейбусов, но дешевле других типов электробусов. Они могут ехать часть маршрута под контактной сетью и заряжаться, а затем сворачивать и двигаться от аккумуляторов. Так не нужно ничего строить и рыть, но экономическая модель под вопросом: жизненный цикл таких электробусов ещё не кончился, поэтому все обзывают это экспериментом.


Рельеф играет очень большую роль в функционировании. Поэтому, например, в Праге для тестирования электробусов на подъёме повесили провода и в город вернулся «троллейбус» впервые с 1972 года:


В любом случае, с существующими проводами и подстанциями можно быстро расширить сеть без стройки зарядных станций на остановках или в депо. Петербург этим активно пользуется.


А если всё грохнуть

Троллейбусы и автобусы когда-нибудь сольются в один вид транспорта – электробус. Люди тоже захотят жить лучше, рано или поздно. Тогда к чиновникам придёт большой привет снизу «убирайте старые автобусы на бензине, делайте нормальный общественный транспорт» – долго игнорировать это не получится. Вот тут города, где убрали провода и продали подстанции, соснут лапу и переплатят в несколько раз.


Мораль

Уберите дублирование троллейбуса маршрутками и начните считать профит. До сих пор не могу забыть пример Коврова, где просто убрали маршрутки: дела пошли в гору, в первый же год там купили пять новых машин. Дальше нужно вешать нормальную контактную сеть, обновлять машины и делать прочие приятные штуки. Вполне вероятно, что с существующей сетью вы сможете вывозить город без автобусов. Например, в Чебоксарах не смогли удачно разыграть конкурс на автобусные маршруты, поток неожиданно перешёл на троллейбусы и все оказались счастливы.

практически Чебоксары, но всё-таки Лион