18.09.2020 г.
КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ МАП ГЭТ - Морозов Александр Сергеевич

КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ МАП ГЭТ:

Александр Морозов, 43 года (23.04.1977 г.р.) 

ПРОГРАММА КАНДИДАТА (открыть).

 

Ведущий российский эксперт по городским транспортным системам; 

Основатель (в 1996) и сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» (ранее – «Москвичи за трамвай»). 

Вице-президент МАП ГЭТ с 2016 года; 

Партнер ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры»; (2020) 

Член экспертной комиссии Минтранса России по определению субъектов РФ для реализации мероприятий по обновлению подвижного состава по национальному проекту БКАД; 

 

Профессиональные качества, навыки, знания 

− 25-летний опыт работы в сфере обоснования решений по городскому транспортному планированию и выбора эффективных видов общественного транспорта (экономика, планирование, развитие и эксплуатация транспорта в городах, расчёт нормативов качества, оценка социально-экономической эффективности проектов); 

− С 2000 г. консультирование Минтранса России по городскому транспорту. Разработка (2019) мероприятия БКАД «Обновление подвижного состава» - софинансирование обновления подвижного состава городского транспорта, включая ГЭТ (разработка критериев оценки заявок, участие в оценке заявок городов); 

− Методы анализа социально-экономической и бюджетной эффективности транспортных проектов, включая оценку стоимости, коммерческого, социального и бюджетного эффекта, расчета пассажиропотоков, сбора цифровых данных; 

− Разработка и оптимизация маршрутных сетей, оптимизации пассажирских тарифов Ульяновска, Новокузнецка, Саратова, Екатеринбурга с приоритетом ГЭТ; обоснование инвестиций для привлечения инвестиций в городской электрический транспорт на принципах государственно-частного партнерства; 

− Ведущий эксперт по вопросам развития общественного транспорта в средствах массовой информации, в т.ч. Бизнес-ФМ, Сити-ФМ, Говорит Москва, Известиях, Транспорте России, Евразия-Вести и других; 

− Свободное владение английским языком (письменным и устным). Активное сотрудничество с ведущими зарубежными экспертами по городскому транспорту (Германия, Чехия). 

 

Ключевые достижения 

1. В 2011 г. для Международной ассоциации предприятий ГЭТ и Общероссийского объединения работодателей ГЭТ разработал стратегические документы «Основные принципы развития транспортных систем городов» и «Стратегия МАП ГЭТ и ОООР ГЭТ», и целенаправленно добивался реализации этой стратегии, что привело к кардинальным изменениям федеральной политики в этой сфере (документы размещены на сайте МАПГЭТ). 

2. В 2016-2017 году активно участвовал в разработке федерального Стандарта качества транспортного обслуживания, который изменил отношение к транспорту  от «бизнеса на пассажирской выручке» на «ответственность органов власти за качество транспортной системы в целом», что становится основанием для увеличения финансирования отрасли ГЭТ. Разрабатывал номенклатуру и целевые значения параметров качества. 

3. В 2017 году предложил Минтрансу России (совместно с МАПГЭТ), в 2019 году – реализовал в Минтрансе России программу софинансирования городского транспорта в составе национального проекта Безопасные и качественные автодороги (БКАД). Разработал принцип ранжирования заявок регионов на основе критериев, отражающих внедрение мер, необходимых для оздоровления городского транспорта (обеспечение стандарта качества, регулируемый тариф, брутто-контракт, выделенные полосы и др.), и добился объективного ранжирования регионов (деньги получат регионы, реально внедрившие у себя перечисленные мероприятия); 

4. В 2017-2018 году разработал принципиально новую версию СНиП «Трамвайные и троллейбусные линии», из которой исключил ограничения, давно мешавшие развитию электротранспорта (ограничение «20 метров от домов» и другие устаревшие нормы); 

5. Разработал в 2014 году маршрутную сеть «Магистраль» для Москвы (встречные выделенные полосы в центральной части города, сеть с понятной структурой и высокой частотой движения), которая была внедрена в 2016-2017 году как образец качественной маршрутной сети; 

6. Предложил организацию ночных маршрутов в Москве, которые с первых 4 маршрутов выросли в полноценную ночную маршрутную сеть. Ранее ночные маршруты в Москве открывались, но отменялись из-за неудачного планирования. 

7. В городах Ульяновск, Саратов, Новокузнецк, Екатеринбург по итогам работы по оптимизации маршрутной сети запланированы и внедряются мероприятия по ликвидации дублирования и развитию городского транспорта на основе электротранспорта; 

8. Разработал принцип таковых расписаний и внедрил их на маршрутах Москвы (трамваи №№17, 26), после чего тактовые расписания были внедрены на всех трамвайных маршрутах Москвы, а также на ряде прочих маршрутов; 

9. Предложил и внедрил ряд кардинальных мер по улучшению качества трамвайной инфраструктуры Москвы (строительство платформ 30 см для удобства маломобильных пассажиров, обособление трамвайных путей бордюром, снятие покрытия путей для ликвидации движения автотранспорта по обособленным путям), что кардинально повысило качество сообщения на трамвае в Москве; 

10. Обосновал приоритеты развития Московских центральных диаметров – по итогам расчётов пассажиропотока на МЦД, ЦППК приняла решение о внедрении первых двух диаметров; 

11. Провел наиболее полный сбор, анализ и сопоставление данных автоматизированных учетных систем о населении и транспорте (валидации, треки подвижного состава, датчики пассажиропотока) для подготовки исходных данных для моделирования транспортной системы Московского региона (для ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»), Ульяновска, Саратова, Новокузнецка, Екатеринбурга; 

12. Разработал методику укрупненной оценки социально-экономической эффективности Программы развития транспортной системы города – с проведением расчета эффективности (для ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»); 

13. В 2018-2020 г. выступил соавтором «Руководства по устойчивой городской мобильности и территориальному планированию», изданного Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН при поддержке Минтранса России (с целью рассылки лицам, принимающим решения в сфере городского транспорта). В руководстве подробно отражены преимущества городского электротранспорта. 

14. В 2018-2019 г. принимал прямое участие в разработке Правил технической эксплуатации трамвая и троллейбуса РФ. 

15. В 2004 г. разработал «Программу развития пассажирского транспорта Москвы 2004-2030 гг.» - стратегический документ о роли видов транспорта, который был направлен в администрации более чем 100 городов России и оказал значительную поддержку развитию общественного транспорта в городах РФ. 

16. Благодаря усилиям организации «Город и транспорт» в России и СНГ организована широкая общественная поддержка городского общественного транспорта. 

17. Благодарность Заместителя мэра Москвы М. Хуснуллина «За личный вклад в развитие архитектуры и градостроительства города Москвы» (2012 г.). 

 

Научные разработки и опыт 

− Участник научных конференций: «Транспортные системы городов и регионов» (Екатеринбург, 2010 и 2011, докладчик); «Аспекты городского планирования и развития» (Пенза, 2009, 2010 и 2011, докладчик); конференции Международной ассоциации предприятий ГЭТ (докладчик, 2011, 2012); конференции МСОТ (Мадрид, конференция по ЛРТ, 2010; Ярославль, Троллейбусная рабочая группа, 2011, докладчик), Ассоциации транспортных инженеров (2018, 2020, докладчик, публикации). 

− 14 научных публикаций по вопросам общественного транспорта; 

− Исследования и аудит систем общественного транспорта городов с 1996 года: посетил 15 городов Европы, 20 городов в Северной Америке, более 60 городов России и СНГ, несколько транспортных систем в Африке и Азии; анализ публикаций журналов «Public Transport International”, “Metro-report”, “Tramways and urban Transport”. 

 

Профессиональный опыт 

2020 – н.вр.: Директор по транспортному планированию, ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры». Разработка маршрутных сетей – Ульяновск, Красноярск. Расчёт пассажиропотоков Московских центральных диаметров. Консультирование Министерства транспорта России по вопросам софинансирования городского транспорта. 

2017 – 2020: Директор по транспортному планированию и прогнозированию, ООО «Центр экономики инфраструктуры». Разработка маршрутных сетей – Новокузнецк, Саратов, Екатеринбург. Расчёт пассажиропотоков Московских центральных диаметров. Консультирование Министерства транспорта России по вопросам софинансирования городского транспорта. 

2012 – 2017: старший руководитель проектов, ООО «АИКОМ», Сектор транспортной инфраструктуры по России и СНГ. Разработка маршрутных сетей – «Магистраль» для Москвы, для Ульяновска. Обоснование развития внеуличного транспорта Санкт-Петербурга с приоритетом городской железной дороги. Расчёт пассажиропотоков Московских центральных диаметров. ТЭО трамвайной линии в Красногвардейском районе – анализ пассажиропотоков. Расчёт пассажиропотоков и рекомендаций по трамвайной линии Екатеринбург – Верхняя Пышма. Социально-экономическая оценка транспортных проектов. Транспортное обеспечение курортных комплексов, вокзалов. Выполнение предпроектных работ по восстановлению трамвайной линии на Проспекте Мира и Ярославском шоссе. 

2008 – 2012.: старший научный сотрудник, ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», Отдел научного обеспечения развития транспортного комплекса города. Оценка экономической эффективности проектов. Сопоставительный анализ данных интеллектуальных систем на транспорте, учетных систем о населении и застройке для целей транспортного моделирования. Анкетные и натурные обследования транспортной ситуации. Разработка норм и правил градостроительного проектирования (разделы по транспорту). 

2011 – 2012: заместитель исполнительного директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей ГЭТ (по совместительству). Разработка и внедрение стратегии МАП ГЭТ и ОООР ГЭТ. Аналитическое обеспечение совещаний Комитета Госдумы по транспорту, подготовка материалов для СМИ о состоянии и перспективах развития ГЭТ в России и в мире. Подготовка обращений в высшие органы власти РФ с целью сохранения и развития ГЭТ. Анализ законопроектов, разработка предложений по корректировке законопроектов. Подготовка проектов текстов выступлений для руководителей. 

2005 – 2008: бизнес-консультант, ООО «Солярус». Научное обеспечение разработки и установки автоматизированной системы контроля оплаты проезда. Изучение мирового опыта в сфере автоматизации оплаты. Анализ пассажиропотоков, подготовка отчетов для правительства Москвы. Изучение транспортных систем городов России и СНГ (40 городов). 

1996 – н.вр.: сопредседатель МОО «Город и транспорт» (ранее – председатель общественного движения «Москвичи за трамвай»). Разработка, распространение и внедрение идеологии развития городов, ориентированных на общественный транспорт. 

Успешное консультирование проектов: «Городская транспортная система скоростного трамвая» (в рамках проекта ОАО «ГТС СТ»), «Линия ЛРТ Воронеж - Аэропорт» (в рамках проекта ЗАО НВЦ «ТрансТехИнжиниринг»), «Обеспечение легкорельсовым транспортом комплексной застройки Ленинского района Московской области «А101» (в рамках проекта УК «Масштаб»), «Линия скоростного трамвая в Северо-Восточном административном округе г. Москвы» (ГУП «Мосгортранс»), «Новые конструкции трамвайных путей» (ГУП «Мосгортранс»), «Повышение эффективности работы маршрутов» (ГУП «Мосгортранс»). 

Формирование общественного мнения по вопросам пассажирского транспорта. 

1996 – 2005: программист, инженер по качеству программного обеспечения. Работа в Sun Microsystems, Intel. Разработка и тестирование программного обеспечения. Три командировки в Бостон, США (по 5 мес.). 

Образование 

1994-1999: МГУ им. Ломоносова (ВМиК), математик, системный программист. 

1997-1999: Московская государственная консерватория, школа педпрактики (ф-но). 

2006-2009: Финансовая академия при Правительстве РФ, экономист.

 

__________________________________________________________

Программа кандидата в Президенты МАП ГЭТ 

Внешнее окружение: сформирован национальный запрос на развитие ГЭТ 

1. В России наиболее высокие темпы закрытия линий ГЭТ, при мировом тренде развития электротранспорта; 

2. Нормативно-техническая и нормативно-правовая база устарели; 

3. Электротранспорт является наиболее экономичным (на место-км) и наилучшим образом соответствует национальным целям России (указ №204); 

4. Обновление подвижного состава начнется с 2020 года в рамках приоритетного проекта БКАД. Ежегодно, до 2024 года будет закупаться подвижной состав на сумму 4-6 млрд. руб., с возможным увеличением; 

5. Минэк РФ, ВЭБ.РФ, Минтранс РФ готовят национальный проект «Общественный транспорт» на 2 трлн. руб. 

6. Высокая активность автобусных производителей, ассоциаций автобусных перевозчиков, газовиков отвлекает средства от отрасли ГЭТ 

 

Внутреннее состояние: МАП ГЭТ замкнута на себе 

Основная целевая группа Ассоциации – руководители предприятий ГЭТ: 

1. «Междусобойные» мероприятия: технические визиты на предприятия ГЭТ («в гости»); 

содействие организации проведения конференции «Электротранс»; 

конкурсы профессионального мастерства водителей; 

правление и годовые собрания членов Ассоциации. 

 

2. Несистемное участие в подготовке отраслевых НПА (как правило, в порядке личной инициативы отдельных членов); 

3. Содействие в продвижении услуг и продукции различных производителей среди руководителей предприятий ГЭТ 

 

Замкнутость «на себе» не позволяет влиять на внешнюю среду – лиц, принимающих решения в области планирования городского транспорта (на федеральном, региональном и местном уровне). 

Как следствие, мы продолжаем «выживать», хотя при правильных действиях можем занять лидирующее положение и получить объемный госзаказ на перевозки. 

Цель МАП ГЭТ - стать «общественным министерством ГЭТ» для увеличения госзаказа перевозок городским электротранспортом 

Для достижения цели требуется решить следующие задачи: 

1. Представительство МАП ГЭТ в проектных комитетах при Правительстве РФ для выстраивания новых «правил игры», в которых города планируют, развивают и финансируют наиболее экономичные, экологичные виды городского транспорта, наиболее соответствующие национальным целям – городской электротранспорт; 

2. Через представительство в проектных комитетах - получение субсидий на обновление инфраструктуры и приобретение подвижного состава ГЭТ в рамках приоритетных проектов (без поддержки тема «сваливается» в газовые автобусы); 

3. Представительство МАП ГЭТ в Общественных советах ключевых федеральных органов исполнительной власти;  

4. Снятие барьеров развития ГЭТ и рост его конкурентоспособности за счет формирования современной правовой основы работы отрасли городского транспорта и ГЭТ (подавляющее большинство НПА были разработаны в 1980-х годах); 

5. Инструмент маркетинга и взаимодействия с конечным потребителем услуг общественного транспорта – пассажирами. Формирование моды и общественного запроса на использование экологически чистого общественного электротранспорта; 

6. Продвижение инновационных решений в части проектирования, производства и сервисного обслуживания подвижного состава, формирование требований к физической инфраструктуре ГЭТ - в качестве национальных отраслевых стандартов. 

 

Средства достижения цели – превращение МАП ГЭТ из «закрытого клуба» в «драйвер преобразований отрасли городского общественного транспорта» 

Общественная организация должна обеспечивать максимум ценности для своих членов. Основная ценность – создание общественной и государственной потребности в развитии электротранспорта, госзаказа, выстраивание отношений с органами власти как основным заказчиком перевозок. 

1. Фокус на лицах, принимающих решения (GR-government relations) в сферах: 

― Муниципальный транспорт (управление перевозок с приоритетом ГЭТ и снятием дублирования маршрутов); 

― Региональные органы власти и институты развития (инфраструктура ГЭТ); 

― Федеральные органы власти (исполнительные и законодательные органы). 

Вовлечение органов власти в качестве членов МАПГЭТ; 

2. Развитие практики взаимодействия с пассажирами (клиентами ОТ), выбирающими городской электротранспорт и убеждающих других в преимуществе этого вида транспорта (PR-public relations); 

3. Развитие юридической отраслевой экспертизы МАП ГЭТ: 

― Разработка законопроектов; 

― Защита сетей ГЭТ от неправомерного закрытия; 

4. Развитие экспертной практики в ОТ: продвижение современных подходов к организации ОТ на основе документов транспортного планирования и Н(м)ЦК, сбора данных о пассажиропотоках, анализе big data и рекомендаций для органов власти. 

 

Предлагаемая структура МАП ГЭТ 

  • Правление (не более 7чел)
  • Донорский комитет
  • Президент
  • Юридическая дирекция
  • Дирекциямероприятий
  • Технический совет
  • Исполнительная дирекция

Правление 

1. Члены Правления являются кураторами продвижения каждой из целей на федеральном уровне до их достижения (в т.ч. путем участия в рабочих группах министерств, поиска финансирования для найма специалистов и т.п.); 

2. Члены Правления консультируют региональные и муниципальные органы власти по своим направлениям формирования и доведения федеральной политики до регионов и городов; 

3. Члены Правления взаимодействуют со СМИ, ведут постоянные рубрики в отраслевых СМИ, координируют подготовку материалов со стороны структурных подразделений МАП ГЭТ; 

4. Проведение PR-мероприятий, публичных лекций, круглых столов для освещения значения ГЭТ для достижения национальных целей России. 

 

Членство в правлении означает взятие на себя персонального обязательства по достижению поставленных целей в заданном направлении с использованием политического ресурса МАПГЭТ – путем вложения имеющихся ресурсов (времени и финансовых ресурсов, в т.ч. привлеченных) на достижение цели. 

Донорский комитет – компании, финансирующие проектную деятельность Ассоциации в размере не менее 40 млн.руб/год (стоимость 2-х троллейбусов) 

1. Определяют направления деятельности Ассоциации для целевого финансирования; 

2. Один взнос позволяет компании финансировать только одно направление; 

3. Оплата донорского взноса не освобождает компанию от уплаты членских взносов Ассоциации; 

4. В Донорский комитет входят только компании-члены Ассоциации. 

 

Президент и Исполнительная дирекция 

1. В структуре, Президента находится Почетный Президиум в составе наиболее уважаемых представителей и ветеранов отрасли – которые могут участвовать в поддержке представительской деятельности Ассоциации и Технического совета; 

2. Исполнительная дирекция обеспечивает коммуникации Президента и членов Ассоциации в части PR и GR коммуникаций, график, взаимодействие со СМИ, social media marketing как самой Ассоциации, так и ее участников; 

3. Исполнительная дирекция выполняет функции управления персоналом и бухгалтерский учет. 

 

Дирекция мероприятий 

Специалисты по организации выставок и участию в них Ассоциации. 

1. Организует мероприятия Ассоциации; 

2. Привлекает финансирование для проведения мероприятий; 

3. Осуществляет медиа-планирование сопровождения мероприятий; 

4. Формирует годовой план мероприятий и бюджет их проведения. 

 

Юридическая дирекция 

Специализированные юристы в сфере городского общественного транспорта. 

1. Обновление и разработка НПА (ФЗ, подзаконные акты) на федеральном и региональном уровнях; 

2. Консультации при разработке технической нормативной документации (актуализация СНиП, ПТЭ и т.п.) в юридической части; 

3. Наработка практики юридически значимых претензий к главам органов местного самоуправления и регионов по необоснованному закрытию линий городского электротранспорта. 

 

Технический совет 

Лидирующие технические специалисты отрасли. 

1. Обновление отраслевых нормативно-технических актов на федеральном уровне 

2. Разработка экспертных заключений для нужд отрасли, в том числе заключений на рекомендации по изменению и снятию линий электротранспорта в составе документов транспортного планирования; 

3. Аккредитация специалистов для подготовки экспертизы деятельности эксплуатационных предприятий; 

4. Формирование и работа секций по организации строительства и капитального ремонта ВСП, контактной сети и энергохозяйства, сервисному обслуживанию подвижного состава, проектированию и производству подвижного состава и комплектующих, документов планирования перевозок, беспилотным системам; 

5. Формирование программ обучения для ВУЗов и специальных учебных заведений, организация и проведение курсов повышения квалификации 

6. Проведение просветительской деятельности. 

 

Оценка кадрового состава и бюджета 

− Количество сотрудников – зависит от согласованных целей и задач Ассоциации; 

− Часть сотрудников может работать на условиях частичной занятости; 

 

 

− Общее количество сотрудников для решения задач, обозначенных выше – 16 человек; 

− Общий годовой бюджет организации – ~ 40 млн. руб.; 

− Бюджет может быть скорректирован при уточнении проектов и определяется возможностями и желанием членов донорского комитета. 

 

Ассоциация является инструментом взаимодействия отрасли с органами власти на всех уровнях, сбора разрозненных мнений членов и формирования единой отраслевой позиции – для её реализации в государственной политике России через нормативно-правовые акты и общественный запрос. Членство в Ассоциации предопределяет вклад каждого члена в реализацию целей – своим временем, информационным и финансовым ресурсом.