Значение городского электротранспорта

Понятие «Городской электротранспорт» (ГЭТ) как объединяющее наименование для трамвайного и троллейбусного транспорта появилось в результате особенностей истории транспорта в СССР: троллейбус создавался на базе трамвайных предприятий и потому исторически управлялся Министерством коммунального хозяйства, в то время как автобусный транспорт относился к Минтрансу, метрополитен — к МПС.

В современной мировой практике (например, в практике Международного союза общественного транспорта) троллейбус причисляют к электрической разновидности автобуса, в то же время трамвай (лёгкий рельсовый транспорт, ЛРТ) всё более тяготеет к метрополитену. Вид тяги (электрической) отходит на второй план по сравнению с путевой структурой, точнее — степенью обособленности линии общественного транспорта от автомобильного потока.

В сущности, организация перевозок в городах транспортом общего пользования должна выполняться комплексно, на основе рационального применения каждого вида транспорта (и каждой разновидности видов тяги, путевых конструкций и т.п.). Сегодня применение дизельной и электрической тяги в разных сочетаниях встречается как на рельсовом (ЛРТ на дизельной и комбинированной тяге), так и на безрельсовом транспорте (дуобусы, троллейбусы, автобусы). С ростом экологических требований, повышением стоимости моторного топлива возрастёт роль комбинированных систем (с дизель-генератором), систем с подзарядкой аккумуляторов на остановках, систем на суперконденсаторах, в результате чего классический троллейбус и автобус будут постепенно заменяться электробусом (автобусом на электротяге полностью или частично без контактной сети); на трамвае источник питания и тяга также будут варьироваться.

В современных условиях ГЭТ — это не трамвай и троллейбус как таковые, а система организации пассажирских перевозок на основе рационального применения технических средств.

Электрическая тяга предоставляет следующие существенные преимущества по сравнению с дизельной:

  • нулевой выхлоп в зоне следования и посадки;
  • бесшумность (минимально возможный уровень шума);
  • отсутствие вибрации в салоне;
  • энергосбережение (минимальное энергопотребление);
  • плавный разгон и торможение, отсутствие переключения передач;
  • максимальная тяга двигателя при любой скорости;
  • повышенная надёжность транспортных средств;
  • отсутствие холостой работы двигателей;
  • низкая стоимость эксплуатации;
  • высокая привлекательность для населения;
  • снижение пользования индивидуальным транспортом, разгрузка дорог.

Данные преимущества в равной степени относятся к трамваю, троллейбусу, а также к электрическим транспортным средствам, работающим на автономных источниках питания (аккумуляторах, суперконденсаторах).

Применение электротяги сдерживается лишь необходимостью содержания контактной сети, которая экономически оправдывает себя при потоках от 300 пассажиров в час «пик». На участках с меньшим потоком пассажиров (например, на ЛРТ, следующем по малодеятельным участкам железнодорожных путей, или на ответвлениях маршрутов от основной электрифицированной трассы) возможно применение подвижного состава с комбинированной тягой (в т.ч. с автономным генератором). При потоках свыше 300-500 пассажиров в час применение электротяги от контактной сети на современном уровне развития техники должно быть обязательным.

Рельсовый транспорт предоставляет следующие преимущества по сравнению с безрельсовым:

  • высокая провозная способность (в 2-4 и более раз);
  • сокращение потребности в территориях для перевозки пассажиров (в 2-4 раза);
  • сокращение потребления энергии на тягу (за счёт снижения трения при движении);
  • меньшая потребность в персонале на одного пассажира;
  • сокращение эксплуатационных затрат (за счёт персонала и энергии);
  • отсутствие выбросов резиновой крошки и использования шин, связанного с загрязнением окружающей среды;
  • исключение движения постороннего автотранспорта по выделенному пути (за счёт конструкций пути железнодорожного типа);
  • повышенная безопасность (меньше маневров, отсутствие постороннего транспорта на пути);
  • увеличенная скорость движения (за счёт повышения безопасности);
  • ещё более высокая привлекательность для населения;
  • дальнейшее снижение пользования индивидуальным транспортом, разгрузка дорог.

Рельсовый транспорт в сочетании с электрической тягой в наибольшей степени отвечает основной задаче общественного транспорта — обеспечению устойчивого развития городов за счёт сокращения воздействия на окружающую среду и снижения использования ресурсов.

Применение рельсового транспорта также сдерживается необходимостью покрытия затрат на содержание путей, которое является оправданным для потоков свыше 500 пассажиров в час в одном направлении. Рельсовый транспорт для перевозки пассажиров целесообразно применять и при меньшем потоке — например, в случае наличия грузовой железнодорожной линии, свободной для пассажирского движения в дневное время.

В то же время, применение эффективных технологий требует высокой культуры эксплуатации и соблюдения технологических требований. В частности, необходимо постоянное совершенствование конструкций узлов и механизмов контактной сети и путей. Необходимы меры по организации движения, устраняющие препятствия на пути общественного транспорта (выделенные полосы для движения общественного транспорта, либо отведение транспортных потоков на альтернативные маршруты, контроль паркирования в зоне следования общественного транспорта).

Отсутствие системного подхода к организации транспортного сообщения привело к недопониманию роли ГЭТ, восприятию контактной сети и трамвайных путей как «ненужных усложнений». Недостаток финансирования отрасли городского транспорта и научных изысканий привёл к тому, что электрическая тяга и другие технологии на транспорте внедрялись не по итогам технико-экономических расчётов, а на основе политических решений, при этом не обеспечивалось совершенствование технологий городского транспорта. В итоге до сих пор на трамвае и троллейбусе применяются устаревшие спецчасти, что вызывает значительное замедление движения трамвая и троллейбуса в узлах и на пересечениях линий. Отсутствие внимания к предоставлению бесперебойного проезда общественного транспорта привело к блокированию движения трамвая и троллейбуса на ряде магистралей, что вызвало рост заторовых ситуаций.

К сожалению, воинствующее невежество властей ряда городов России не позволяет пригласить специалистов, которые обеспечат внедрение эффективных технологий (в т.ч. электрической тяги) в комплексе с необходимыми условиями (выделенными полосами движения, современными техническими средствами). Итогом ликвидации электротранспорта становится резкое снижение комфорта, повышение стоимости проезда, что ведёт к переходу пассажиров на индивидуальный автотранспорт, а в конечном итоге — к росту заторов и загрязнению окружающей среды.

Стратегия развития транспортных систем городов должна быть направлена на системный, основанный на научных и инженерных изысканиях, подход при организации транспортного обслуживания. Применение тех или иных видов транспорта, маршрутных схем, размещение остановочных пунктов, организация пересадочных узлов должны быть основаны на тщательном технико-экономическом обосновании в комплексе с необходимыми условиями — «инструкцией по эксплуатации» для органов власти в городах. Даже полное соблюдение технологий на транспортных предприятиях не обеспечит надлежащего качества перевозок, если власти городов не организуют надлежащий контроль за паркированием, работой выделенных полос и т.п.

Считаем необходимым выделить городской пассажирский транспорт в отдельную отрасль хозяйствования с включением в неё комплекса транспорта общего пользования, индивидуального автотранспорта (в т.ч. паркирование), организацию движения, мероприятий, направленных на сдерживание использования индивидуального автотранспорта и повышение роли общественного транспорта. Только широкий охват комплекса вопросов транспорта в городах позволит воспользоваться преимуществами эффективных технологий и обеспечить устойчивое развитие городов.