Актуализация СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии»

Во второй половине 2011 — начале 2012 г. по заказу Минрегионразвития в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» выполнялась актуализация СНиП 2.05.09-90. К настоящему времени (01.02.2012 г.) документ (преобразованный в Свод правил) прошёл утверждение в Министерстве регионального развития и готовится к официальной публикации, которая будет завершена в феврале.

В соответствии с Договором №233-08/2011/58-11/3-Ц от 11.08.2011 г., ответственным исполнителем по актуализации СНиП являлось ООО «Проекткоммундортранс» (при участии ЗАО «НИИ ГЭТ»).

В связи с высокой значимостью и актуальностью обновления отраслевого СНиП, необходимостью обеспечить его гибкость для внедрения современных технологий на ГЭТ с одновременным сохранением требований безопасности, ОООР «ГЭТ» подготовило ряд предложений по внесению изменений в СНиП на базе обобщения предложений, поступающих от представителей отрасли и других заинтересованных сторон.

Материалы по теме:

Основными проблемами СНиП 2.0.5.09-90 являлись:

  1. Ориентация на строительство линий «в чистом поле», отсутствие гибких подходов к встраиванию и модернизации линий трамвая и троллейбуса в существующую застройку;
  2. Включение рекомендаций (необязательных пожеланий) в качестве жёстких требований. Подмена расчётов социально-экономической эффективности проектов, вариантного выбора решений «универсальными» оценками и рекомендациями, выполненными в условиях административно-командной системы хозяйства;
  3. Установление жёсткого перечня применяемых технологий, конструкций пути и вагонов, что фактически фиксирует технологии ГЭТ на уровне даты утверждения СНиП и не допускает применение новых технологий.

В частности, требования СНиП 2.05.09-90 существенно ограничивали или делали невозможным применение следующих наиболее передовых приёмов и технологий на трамвае:

  1. Применение ряда современных конструкций трамвайного пути — исключается, т.к. СНиП фиксирует конструкции и приёмы строительства путей на уровне 1980-х годов;
  2. Применение современного подвижного состава, повышение вместимости и провозной способности подвижного состава — затруднено, т.к. СНиП фиксирует габариты подвижного состава и ориентирован, главным образом, на устаревший четырёхосный тип вагонов, который за рубежом уже практически не выпускается;
  3. Развитие единой сети скоростных и традиционных линий трамвая — допускается СНиП только в виде исключения, в то время как в мировой практике является основным приёмом развития сети;
  4. Планомерное повышение показателей трамвайной линии путём постепенного применения мероприятий по обособлению путей и повышению приоритета проезда пересечений — допускается СНиП только в виде исключения и при отдельном обосновании, в то время как в мировой практике является основным приёмом развития сети;
  5. Обособление существующих трамвайных путей от автотранспорта — в большинстве случаев становится невозможным из-за завышенных требований по минимальной ширине обособленного полотна;
  6. Строительство трамвайных линий в сложившейся (в т.ч. исторической) застройке — становится невозможным при применении устаревших требований к удалённости пути от жилых и общественных зданий и сооружений, не учитывающих современные технологии по снижению шума и вибрации трамвая;
  7. Учёт косвенных затрат (социальных, экологических, показателей качества и др.) при экономической оценке целесообразности строительства линий — исключается, вместо этого предложены «готовые» экономические оценки, выполненные в условиях административно-командной системы хозяйствования и препятствующие развитию трамвая и троллейбуса при нынешних требованиях качества;
  8. Для ряда городов (с колеёй 1000 мм, 1435 мм, нестандартным подвижным составом) СНиП неприменим, что блокирует развитие трамвая в этих городах. Выбор ширины колеи в зависимости от местных условий становится невозможным.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1047-р от 21 июня 2010 г. СНиП 2.05.09-90 признаётся Сводом правил, т.е. «документом в области стандартизации… который применяется на добровольной основе» (Ст. 2 №184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»). В то же время, распоряжение Правительства России №1047-р требует применения разделов 1-5 указанных Сводов правил «на обязательной основе».

С целью устранения чрезмерных ограничений, блокирующих применение современных технологий на трамвае и фактически останавливающих его развитие, внесение изменений в СНиП было предложено проводить на основе следующих принципов:

  1. Разделение требований (являющихся обязательными при любых условиях) и рекомендаций (методических разъяснений, улучшений). К требованиям необходимо отнести только ограничения, обусловленные: а) обеспечением безопасности жизни и здоровья человека, б) принципиальной возможностью обеспечить эксплуатацию; в) очевидными улучшениями практически без повышения стоимости проекта независимо от местных условий.
  2. Перенос рекомендаций в отдельный документ (Методические указания, утверждаемые Минрегионразвития) или — временно, для упрощения согласования — в рекомендательные разделы СНиП с явным указанием на их необязательный (рекомендательный) характер.
  3. Установка только предельных (минимальных/максимальных) значений показателей, перенос «рекомендуемых» (улучшающих) значений в рекомендательный (необязательный) раздел.
  4. Перенос требований, касающихся системы пассажирского транспорта в целом (комфорт, доступность для маломобильных категорий населения и т.п.), в отдельный документ «Требования к системе пригородно-городского пассажирского транспорта». Сохранение только специфических требований трамвая и троллейбуса, не относящихся к другим видам транспорта.
  5. Открытость к новым технологиям, конструкциям пути и подвижного состава.
  6. Ориентация на вариантный подход к выбору решений, выбор рекомендуемого варианта по показателю социально-экономической эффективности.
  7. Формулирование требований по их реальной сути, без подмены (например, не заменять требования по уровню шума и вибрации требованием расстояния до жилой застройки не менее 20 метров).
  8. Приведение рекомендаций в соответствие с современной практикой проектирования линий трамвая и троллейбуса в мире.
  9. Обобщение требований и рекомендаций без привязки к конкретным значениям параметров (ширины колеи, габаритов подвижного состава и др.) и условиям, чтобы применение СНиП было возможно для любых трамвайных и троллейбусных линий.
  10. Исключение повторных, дублирующих требований.
  11. Перенос понятий и определений в раздел «Определения».

Мы благодарим членов ОООР «ГЭТ» и всех, направивших замечания и предложения по актуализации СНиП 2.05.09-90 в ОООР «ГЭТ».