Морозов Александр Сергеевич

— Ведущий российский эксперт по городским транспортным системам; 
-Основатель (в 1996) и сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» (ранее – «Москвичи за трамвай»). 
-Вице-президент МАП ГЭТ с 2016 года; 
-Партнер ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры»; (2020) 
-Член экспертной комиссии Минтранса России по определению субъектов РФ для реализации мероприятий по обновлению подвижного состава по национальному проекту БКАД; 

Профессиональные качества, навыки, знания 

− 25-летний опыт работы в сфере обоснования решений по городскому транспортному планированию и выбора эффективных видов общественного транспорта (экономика, планирование, развитие и эксплуатация транспорта в городах, расчёт нормативов качества, оценка социально-экономической эффективности проектов); 

− С 2000 г. консультирование Минтранса России по городскому транспорту. Разработка (2019) мероприятия БКАД «Обновление подвижного состава» – софинансирование обновления подвижного состава городского транспорта, включая ГЭТ (разработка критериев оценки заявок, участие в оценке заявок городов); 

− Методы анализа социально-экономической и бюджетной эффективности транспортных проектов, включая оценку стоимости, коммерческого, социального и бюджетного эффекта, расчета пассажиропотоков, сбора цифровых данных; 

− Разработка и оптимизация маршрутных сетей, оптимизации пассажирских тарифов Ульяновска, Новокузнецка, Саратова, Екатеринбурга с приоритетом ГЭТ; обоснование инвестиций для привлечения инвестиций в городской электрический транспорт на принципах государственно-частного партнерства; 

− Ведущий эксперт по вопросам развития общественного транспорта в средствах массовой информации, в т.ч. Бизнес-ФМ, Сити-ФМ, Говорит Москва, Известиях, Транспорте России, Евразия-Вести и других; 

− Свободное владение английским языком (письменным и устным). Активное сотрудничество с ведущими зарубежными экспертами по городскому транспорту (Германия, Чехия). 

Ключевые достижения 

1. В 2011 г. для Международной ассоциации предприятий ГЭТ и Общероссийского объединения работодателей ГЭТ разработал стратегические документы «Основные принципы развития транспортных систем городов» и «Стратегия МАП ГЭТ и ОООР ГЭТ», и целенаправленно добивался реализации этой стратегии, что привело к кардинальным изменениям федеральной политики в этой сфере (документы размещены на сайте МАПГЭТ). 

2. В 2016-2017 году активно участвовал в разработке федерального Стандарта качества транспортного обслуживания, который изменил отношение к транспорту  от «бизнеса на пассажирской выручке» на «ответственность органов власти за качество транспортной системы в целом», что становится основанием для увеличения финансирования отрасли ГЭТ. Разрабатывал номенклатуру и целевые значения параметров качества. 

3. В 2017 году предложил Минтрансу России (совместно с МАПГЭТ), в 2019 году – реализовал в Минтрансе России программу софинансирования городского транспорта в составе национального проекта Безопасные и качественные автодороги (БКАД). Разработал принцип ранжирования заявок регионов на основе критериев, отражающих внедрение мер, необходимых для оздоровления городского транспорта (обеспечение стандарта качества, регулируемый тариф, брутто-контракт, выделенные полосы и др.), и добился объективного ранжирования регионов (деньги получат регионы, реально внедрившие у себя перечисленные мероприятия); 

4. В 2017-2018 году разработал принципиально новую версию СНиП «Трамвайные и троллейбусные линии», из которой исключил ограничения, давно мешавшие развитию электротранспорта (ограничение «20 метров от домов» и другие устаревшие нормы); 

5. Разработал в 2014 году маршрутную сеть «Магистраль» для Москвы (встречные выделенные полосы в центральной части города, сеть с понятной структурой и высокой частотой движения), которая была внедрена в 2016-2017 году как образец качественной маршрутной сети; 

6. Предложил организацию ночных маршрутов в Москве, которые с первых 4 маршрутов выросли в полноценную ночную маршрутную сеть. Ранее ночные маршруты в Москве открывались, но отменялись из-за неудачного планирования. 

7. В городах Ульяновск, Саратов, Новокузнецк, Екатеринбург по итогам работы по оптимизации маршрутной сети запланированы и внедряются мероприятия по ликвидации дублирования и развитию городского транспорта на основе электротранспорта; 

8. Разработал принцип таковых расписаний и внедрил их на маршрутах Москвы (трамваи №№17, 26), после чего тактовые расписания были внедрены на всех трамвайных маршрутах Москвы, а также на ряде прочих маршрутов; 

9. Предложил и внедрил ряд кардинальных мер по улучшению качества трамвайной инфраструктуры Москвы (строительство платформ 30 см для удобства маломобильных пассажиров, обособление трамвайных путей бордюром, снятие покрытия путей для ликвидации движения автотранспорта по обособленным путям), что кардинально повысило качество сообщения на трамвае в Москве; 

10. Обосновал приоритеты развития Московских центральных диаметров – по итогам расчётов пассажиропотока на МЦД, ЦППК приняла решение о внедрении первых двух диаметров; 

11. Провел наиболее полный сбор, анализ и сопоставление данных автоматизированных учетных систем о населении и транспорте (валидации, треки подвижного состава, датчики пассажиропотока) для подготовки исходных данных для моделирования транспортной системы Московского региона (для ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»), Ульяновска, Саратова, Новокузнецка, Екатеринбурга; 

12. Разработал методику укрупненной оценки социально-экономической эффективности Программы развития транспортной системы города – с проведением расчета эффективности (для ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»); 

13. В 2018-2020 г. выступил соавтором «Руководства по устойчивой городской мобильности и территориальному планированию», изданного Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН при поддержке Минтранса России (с целью рассылки лицам, принимающим решения в сфере городского транспорта). В руководстве подробно отражены преимущества городского электротранспорта. 

14. В 2018-2019 г. принимал прямое участие в разработке Правил технической эксплуатации трамвая и троллейбуса РФ. 

15. В 2004 г. разработал «Программу развития пассажирского транспорта Москвы 2004-2030 гг.» – стратегический документ о роли видов транспорта, который был направлен в администрации более чем 100 городов России и оказал значительную поддержку развитию общественного транспорта в городах РФ. 

16. Благодаря усилиям организации «Город и транспорт» в России и СНГ организована широкая общественная поддержка городского общественного транспорта. 

17. Благодарность Заместителя мэра Москвы М. Хуснуллина «За личный вклад в развитие архитектуры и градостроительства города Москвы» (2012 г.). 

Научные разработки и опыт 

− Участник научных конференций: «Транспортные системы городов и регионов» (Екатеринбург, 2010 и 2011, докладчик); «Аспекты городского планирования и развития» (Пенза, 2009, 2010 и 2011, докладчик); конференции Международной ассоциации предприятий ГЭТ (докладчик, 2011, 2012); конференции МСОТ (Мадрид, конференция по ЛРТ, 2010; Ярославль, Троллейбусная рабочая группа, 2011, докладчик), Ассоциации транспортных инженеров (2018, 2020, докладчик, публикации). 

− 14 научных публикаций по вопросам общественного транспорта; 

− Исследования и аудит систем общественного транспорта городов с 1996 года: посетил 15 городов Европы, 20 городов в Северной Америке, более 60 городов России и СНГ, несколько транспортных систем в Африке и Азии; анализ публикаций журналов «Public Transport International”, “Metro-report”, “Tramways and urban Transport”. 

Профессиональный опыт 

2020 – н.вр.: Директор по транспортному планированию, ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры». Разработка маршрутных сетей – Ульяновск, Красноярск. Расчёт пассажиропотоков Московских центральных диаметров. Консультирование Министерства транспорта России по вопросам софинансирования городского транспорта. 

2017 – 2020: Директор по транспортному планированию и прогнозированию, ООО «Центр экономики инфраструктуры». Разработка маршрутных сетей – Новокузнецк, Саратов, Екатеринбург. Расчёт пассажиропотоков Московских центральных диаметров. Консультирование Министерства транспорта России по вопросам софинансирования городского транспорта. 

2012 – 2017: старший руководитель проектов, ООО «АИКОМ», Сектор транспортной инфраструктуры по России и СНГ. Разработка маршрутных сетей – «Магистраль» для Москвы, для Ульяновска. Обоснование развития внеуличного транспорта Санкт-Петербурга с приоритетом городской железной дороги. Расчёт пассажиропотоков Московских центральных диаметров. ТЭО трамвайной линии в Красногвардейском районе – анализ пассажиропотоков. Расчёт пассажиропотоков и рекомендаций по трамвайной линии Екатеринбург – Верхняя Пышма. Социально-экономическая оценка транспортных проектов. Транспортное обеспечение курортных комплексов, вокзалов. Выполнение предпроектных работ по восстановлению трамвайной линии на Проспекте Мира и Ярославском шоссе. 

2008 – 2012.: старший научный сотрудник, ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», Отдел научного обеспечения развития транспортного комплекса города. Оценка экономической эффективности проектов. Сопоставительный анализ данных интеллектуальных систем на транспорте, учетных систем о населении и застройке для целей транспортного моделирования. Анкетные и натурные обследования транспортной ситуации. Разработка норм и правил градостроительного проектирования (разделы по транспорту). 

2011 – 2012: заместитель исполнительного директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей ГЭТ (по совместительству). Разработка и внедрение стратегии МАП ГЭТ и ОООР ГЭТ. Аналитическое обеспечение совещаний Комитета Госдумы по транспорту, подготовка материалов для СМИ о состоянии и перспективах развития ГЭТ в России и в мире. Подготовка обращений в высшие органы власти РФ с целью сохранения и развития ГЭТ. Анализ законопроектов, разработка предложений по корректировке законопроектов. Подготовка проектов текстов выступлений для руководителей. 

2005 – 2008: бизнес-консультант, ООО «Солярус». Научное обеспечение разработки и установки автоматизированной системы контроля оплаты проезда. Изучение мирового опыта в сфере автоматизации оплаты. Анализ пассажиропотоков, подготовка отчетов для правительства Москвы. Изучение транспортных систем городов России и СНГ (40 городов). 

1996 – н.вр.: сопредседатель МОО «Город и транспорт» (ранее – председатель общественного движения «Москвичи за трамвай»). Разработка, распространение и внедрение идеологии развития городов, ориентированных на общественный транспорт. 

Успешное консультирование проектов: «Городская транспортная система скоростного трамвая» (в рамках проекта ОАО «ГТС СТ»), «Линия ЛРТ Воронеж – Аэропорт» (в рамках проекта ЗАО НВЦ «ТрансТехИнжиниринг»), «Обеспечение легкорельсовым транспортом комплексной застройки Ленинского района Московской области «А101» (в рамках проекта УК «Масштаб»), «Линия скоростного трамвая в Северо-Восточном административном округе г. Москвы» (ГУП «Мосгортранс»), «Новые конструкции трамвайных путей» (ГУП «Мосгортранс»), «Повышение эффективности работы маршрутов» (ГУП «Мосгортранс»). 

Формирование общественного мнения по вопросам пассажирского транспорта. 

1996 – 2005: программист, инженер по качеству программного обеспечения. Работа в Sun Microsystems, Intel. Разработка и тестирование программного обеспечения. Три командировки в Бостон, США (по 5 мес.). 

Образование 

1994-1999: МГУ им. Ломоносова (ВМиК), математик, системный программист. 

1997-1999: Московская государственная консерватория, школа педпрактики (ф-но). 

2006-2009: Финансовая академия при Правительстве РФ, экономист.

Пролистать наверх